қазақша · русский · english
   

  1.3 Анализ текущей ситуации

   Казахский национальный педагогический университет им. Абая - старейший казахстанский вуз, являющейся кузницей педагогических кадров, снискавший широкую известность в обществе.

Сегодня это крупный центр образования, науки и культуры, в котором обучается более 12 тысяч студентов, магистрантов и докторантов.

   В 2007 году КазНПУ им. Абая стал Лауреатом конкурса на соискание премии Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества». В этом же году качество образовательных услуг, высокий уровень выполнения социального заказа общества были отмечены премиями «Европейское качество» и «Объединенная Европа» (Великобритания).

Университет является членом ряда международных организаций и ассоциаций.

Университет c 2005 года успешно подтверждает соответствие системы менеджмента качества требованиям международного стандарта в области качества МС ИСО 9001:2008 (международные сертификаты соответствия IQNet и организации по сертификации «Русский Регистр»).    

 В 2011 году проведена ресертификация системы менеджмента качества и расширение области её распространения на образовательные программы магистратуры.

Университет занимает лидирующее место среди педагогических вузов страны по итогам ранжирования, проведенного в 2009 году.

  В 2010 году вузом получен сертификат институциональной аккредитации НАЦ МОН РК, что является одним из многих факторов, определяющих имидж университета как в стране, так и в международном образовательном пространстве.

  Две образовательные программы бакалавриата - по информатике и физике, прошли в 2011 году  процедуру международной аккредитации в аккредитационном агентстве ASIIN (Германия).

Определены следующие приоритеты развития: постоянное улучшение системы управления университетом; интеграция науки и образования; расширение международного сотрудничества; совершенствование учебно-воспитательного процесса и высокая его информатизация; непрерывное повышение квалификации сотрудников; постоянное укрепление материально-технической базы.  

  Данные приоритеты согласуются с приоритетами развития системы высшего образования республики. Сформированы новые принципы управления университетом, основанные на стратегическом планировании, системе менеджмента качества.  В сфере управления вузом информационно-коммуникационные технологии являются основным средством повышения его эффективности.

Финансовая политика университета направлена на обеспечение  финансовой стабильности, оптимизацию расходов, улучшение благосостояния работающих. Основными источниками формирования доходов университета является бюджетное и внебюджетное финансирование.

Университет способен рассчитываться по своим долгосрочным и краткосрочным обязательствам, что показывает его платежеспособность и свидетельствует о  финансовой устойчивости. 

Динамика показателей деловой активности, в целом,  положительна.   

Отмечается  высокая зависимость  внебюджетных доходов от  контингента студентов, обучающихся на платной основе, в связи, с чем необходимо расширение многоканальности финансирования, спектра платных услуг и обеспечение более высокого уровня гласности.

Создана эффективная инфраструктура. Университет имеет 12 учебных корпусов, 5 студенческих общежитий, спорткомплекс «Спартак» со стадионом, здравоохранительный пункт, 4 пункта питания, студенческое кафе. В университете функционируют 10 факультетов и Институт магистратуры и докторантуры PhD; 63 кафедры, колледж; 4 НИИ и 4 научных центра; Институт анализа качества образования и повышения квалификации; Научная библиотека, включающая абонемент и 13 читальных залов.

Вуз располагает специализированными кабинетами, компьютерными классами, лингафонными кабинетами, учебными лабораториями, мастерскими. Уровень оснащенности учебно-лабораторных кабинетов современным учебно-научным оборудованием   соответствует специфике образовательного процесса.

Создана, университетская информационно-коммуникационная корпоративная сеть с выходом в Интернет со скоростью 512 кб/сек.  функционирует  Центр  информатизации образования. Создан университетский портал,  расположенный на сервере по адресу http://www.kaznpu.kz (IP 212.19.129.195), но портал пока еще мало информативен.

Материально-техническая база постоянно улучшается за счет нового строительства и капитального ремонта существующих зданий и сооружений. Однако обновление материально-технической базы ведется недостаточными темпами, что негативно влияет на качество подготовки специалистов.

Иногородним студентам представляются общежития. Однако  только 40 % нуждающихся проживают в общежитиях, поэтому необходима дальнейшая целенаправленная  работа по повышению охвата общежитиями иногородних студентов.

Университет реализует трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр-магистр-доктор PhD и ведет образовательную деятельность по 55 специальностям бакалавриата, 49 специальностям магистратуры и 16 специальностям докторантуры PhD.

Общий контингент обучающихся составил в 2009/2010 учебном году 12749 человек,  в 2010/2011 учебном году - 11500 человек, в 2011/2012 учебном году - 12245 человек.  При этом  доля магистрантов составляет  в среднем 5%, а докторантов - 0,4%. Такое соотношение не соответствует статусу национального университета, в котором основной контингент должны составлять обучающиеся по программам  послевузовского образования.

В университете обеспечивается современный подход к организации качественного учебного процесса, внедрена кредитная технология обучения,  используются интерактивные формы и методы проведения занятий, внедрены инновационные технологии, используется зарубежный опыт,  привлекаются известные ученые, профессоры.

Сегодня возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание  своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений  науки и передового педагогического опыта.

В университете особое внимание уделяется проблемам малокомплектных школ, с 2008 года проводится большая работа по научному проекту «Развитие информационной образовательной системы в виде портала «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан КазНПУ имени Абая». В рамках этого проекта  в школах  им. Дзержинского и им. Лермонтова пос. Кальпе Алматинской области  в режиме  On-line были проведены видео-конференции с использованием аудио визуальных средств обучения, информационных образовательных программ, а также были организованы курсы самообразования и повышения квалификации учителей малокомплектных школ республики. Через портал «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан КазНПУ имени Абая» реализуется самообразование педагогов малокомплектных школ, проведение мастер - классов  со школьниками, организация уроков с целью обмена опытом между учителями.

Образовательная деятельность профессорско-преподавательского состава  университета, работающая в режиме On-line, направлена на поиск и реализацию эффективных технологий, совершенствующих профессиональную компетентность учителей малокомплектных школ, функциональной грамотности школьников.

Созданные в вузе службы  поддержки способствуют освоению образовательных программ, организации досуга обучающихся. Большое внимание уделяется учебно-методическому сопровождению и книгообеспеченности специальностей.  Ежегодно выделяются значительные средства  на пополнение книжного фонда библиотеки.

Университет оказывает  всемерную социальную поддержку обучающимся.  Введена дифференцированная система оплаты обучения, практикуется предоставление скидок обучающимся на договорной основе.          

Вместе с тем, необходимо  повышение качества отбора абитуриентов, широкое  привлечение  работодателей к разработке элективных курсов, повышение  качества учебно-методического обеспечения.   Особое внимание должно быть уделено  книгообеспеченности в разрезе специальностей и языков обучения.

Проводится системная и  скоординированная работа по воспитанию у студентов чувства гражданственности и высокого патриотизма; пропаганде наследия великого Абая, изучению народных традиций; повышению социальной активности студентов, приучение их к самосовершенствованию и самоуправлению, осознанию необходимости непрерывного личностного роста.

Действует общественная комиссия по вопросам противодействия коррупции. Проводятся антикоррупционные акции, анкетирование студентов, в учебных корпусах размещена почта ректора. В 2008 году введен институт наставничества, который основан на необходимости поиска новых, инновационных форм воспитательной работы.

В тоже время, необходимо увеличить охват  студентов, активно включенных в деятельность  органов студенческого  самоуправления, в мероприятия по гражданско-правовому, эстетическому и этическому воспитанию, в творческие, спортивные и другие  общественные объединения.    

В 2009/2010 учебном году общая численность ППС составляла 1341 человек, из них доля докторов наук,  профессоров - 12,7%, кандидатов наук, доцентов  - 38,2%,  остепененность составила 51%.  В 2010/2011 учебном году  общая численность  ППС - 1241 человек, из них докторов наук - 12,5 % и кандидатов наук - 38%, остепененность - 51%.  В текущем учебном году общая численность ППС составляет 1114 человек, из них доля докторов наук, профессоров составляет 16%, кандидатов наук, доцентов - 38 %, общая остепененность - 54%.

Средний возраст ППС составляет  54  года, что вызывает законную озабоченность руководства университета.

Созданы условия для повышения научно-педагогической квалификации преподавателей, их карьерного роста. Дополнительное профессиональное образование обеспечивают программы повышения квалификации кадров. За последние пять лет повышение квалификации прошли 1510 преподавателей.

Преподаватели университета выезжают за рубеж на научные стажировки, для чтения лекций, но это практически единичные случаи. В этой связи, необходимо  решить задачи по  развитию мобильности преподавателей,  «омоложению» кадров, системному воспроизводству профессорско-преподавательского состава, совершенствованию деятельности системы повышения квалификации.

В соответствии с определенными  приоритетными направлениями научных исследований сформированы научные школы, выполняются  фундаментальные и  прикладные проекты.  Финансирование проектов осуществляется  как за счет средств республиканского бюджета (62,2 млн. тенге), так и из средств университета (65,25 млн. тенге).

     Реализуются 6 международных научно-образовательных проектов, координируемых TEMPUS, Legacy International, LEADHER, Фондом Ага-Хана, ITEC - Indian Technical & Economic Cooperation, TEMPUS-CANQA.

Создана необходимая научная инфраструктура. Развиваются совместные образовательные и научно-исследовательские проекты и программы с зарубежными вузами (Темпус, Эрасмус).

Издается Вестник КазНПУ им. Абая «Хабаршы» по  15 сериям. Физико-математическая серия в числе 10 ведущих казахстанских журналов включена в базу цитирования научных журналов Великобритании.

Университет активно развивает международное сотрудничество.  Партнерами вуза являются высшие учебные заведения Великобритании,  Франции, Германии, Чехии, Польши, Китая, Японии, России  и др.

Магистранты и студенты университета  участвуют в программах обмена с университетами-партнерами. Ведется реализация  программ по двухдипломному образованию.

          Проводится работа по обеспечению участия  университета в международных рейтингах (Шанхайская рейтинговая организация) и QS (Великобритания). Для дальнейшей интеграции в международное образовательное пространство необходимо  расширение академической мобильности и создание привлекательных условий для обучения иностранных студентов,  широкое развитие  программ двухдипломного образования с зарубежными вузами.

Результаты анализа текущего состояния представлены в следующей таблице.

Таблица 1 - SWOT-анализ

Сильные стороны (Strengths)

Возможности (opportunities)

Старейший вуз республики, имеющий  известность в обществе и четко определенные приоритетные направления развития

Рост значимости образования в масштабе государства и общества

Деятельность университета на основе функционирования системы менеджмента качества

Диверсификация источников поступления доходов.

Постоянный рост финансовых, материально-технических и информационных ресурсов

Модернизация высшего образования в контексте международных требований,   повышение качества обучения

Устойчивое финансовое положение вуза

Широкое развитие международного сотрудничества, академической мобильности, совместных образовательных программ

Широкий спектр специальностей бакалавриата и магистратуры

Развитие  социальных и иных программ, направленных на создание благоприятных условий работы и  жизни

Квалифицированный состав ППС и высшего административного звена.

Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы образования

Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.

Усиление имиджевой, информационной и профориентационной работы.

Участие в общественно политической жизни страны и расширяющееся международное сотрудничество

Внедрение принципов корпоративного управления

Созданные условия для культурного и интеллектуального развития, формирования здорового образа жизни обучающихся  и сотрудников

 

Слабые стороны (Weaknesses)

Угрозы (threats)

Не обеспечена широкая международная  узнаваемость университета

Снижение государственного финансирования высшего образования, уменьшение госзаказа на подготовку специалистов

Невысокий уровень информатизации управления, требующий совершенствования

Незаконный демпинг стоимости платного обучения и повышение  оплаты труда ППС другими вузами

Материально-технические, информационные и библиотечные ресурсы не полностью обеспечивают потребности обучающихся и ППС

Укрепление позиций существующих конкурентов.     

Незначительная доля финансирования НИР из республиканского бюджета и через международные гранты

Негативные последствия демографических изменений, имевшие место в прошлые годы.

Недостаточное количество аккредитованных международными агентствами образовательных программ подготовки  специалистов

Отток из университета высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава

 

Тенденция старения ППС,  ограниченные возможности повышения профессионального мастерства за рубежом

Не прохождение вузом государственной аттестации,  национальной и международной аккредитации

Неразвитость совместных научных исследований с другими организациями и вузами

 

Недостаточное позиционирование  в международном образовательном и научном пространстве.

 

Недостаточный уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий и инноваций

 

В целом, проведенный SWOT-анализ состояния деятельности университета  позволил  сформулировать стратегические направления, определить задачи и показатели, включенные в стратегию развития университета.

Стратегия развития университета на 2011-2020 годы выстроена с учетом его миссии и перспективного видения.

1.4 Видение

ВИДЕНИЕ: Полное соответствие статусу Национального Университета, достижение уровня исследовательского университета в сфере педагогического  образования, имеющего высокий имидж в обществе и международном образовательном пространстве.

Соответствие статусу национального означает, что университет является ведущим вузом в области подготовки педагогических кадров, тесно взаимодействующим с региональными вузами. Университет осуществляет подготовку кадров по экспериментальным учебным программам, организует и проводит повышение квалификации  руководителей и профессорско-преподавательского состава региональных вузов.

Основной акцент в подготовке кадров  будет сделан на магистерские и докторские программы. В университете  будет сосредоточена подготовка магистров и докторов PhD в области образования, профессорско-преподавательского состава для региональных вузов.

Исследовательский университет  должен иметь широкую научную инфраструктуру и осуществлять координацию программ научных исследований в области образования.

1.5 Миссия

МИССИЯ:  Подготовка конкурентоспособных компетентных специалистов, обладающих высокой социальной и  гражданской ответственностью.

Реализация этой миссии заключается в подготовке профессионально компетентных, социально ответственных и конкурентоспособных специалистов, владеющих современными технологиями, навыками научно-педагогической и исследовательской деятельности, соответствующей мировым требованиям рынка труда. 

Кроме того, реализация миссии предусматривает формирование единого культурного, образовательного, интеллектуального и инновационного пространства университета, обеспечение качества непрерывного образования в соответствии с мировыми тенденциями и принципами Болонского процесса, активное международное сотрудничество и обеспечение академической мобильности студентов и сотрудников университета.

 1.6 Приоритетные направления и стратегические цели

Стратегические направления

Целевые индикаторы

Показатели

2011

2013

2015

2020

1.    Подготовка конкурентоспособных кадров

1. Участие ВУЗа в мировых рейтингах (QS World University Rankings)

место в рейтинге:

2011 г. - 601+

2013 г .- 600

2015 г. - 500

2020 г. - 400

2.Аккредитация ВУЗа и образовательных программ (% от общего количества образовательных программ в ВУЗе)

2011 г. - 2

2013 г.-  7

2015 г. - 40

2020 г.- 70

1.Трудоустройство выпускников ВУЗа (% трудоустройства от общего количества выпускников)

 

80

 

83

 

90

 

95

2. Академическая мобильность студентов (за счет средств ВУЗа, партнеров и т.д.) (доля студентов от общего количества)

 

0,4

 

2,5

 

10,0

 

20,0

3. Доля иностранных студентов, обучающихся в ВУЗе от общего количества студентов, %

 

1,4

 

2,0

 

4,0

 

6,0

 

 

 

4.Доля образовательных программ, акредитованных международными агентства-ми (от общего количества программ, %

2,0

7,0

40,0

70,0

5. Доля, привлеченных зарубежных пре-подавателей и ученых для чтения лекций и участия в научных проектах от общего количества ППС университета, %

1,6

4,5

10,5

20,0

6. Остепенность ППС, %

51

60

65

70

7.Число специальностей, по которым ведется подготовка на английском языке, ед.

4

6

8

12

8. Доля ППС, прошедших повышение квалификации (от общего числа ППС,%):

в стране

за рубежом

 

 

15

2,9

 

 

20

3,0

 

 

25

4,0

 

 

25

5,0

9. Количество электронных обучающих средств,   для внедрения e-learning, ед.

2

15

40

70

2.Формирование ВУЗа как исследовательского центра, ориентированного на инновационную деятельность

1.Внедрение результатов научных исследований ВУЗа в образовательный процесс(%);

2011 г. - 20

2013 г. - 25

2015 г. - 40

2020 г. -60

 

 

1. Доля публикаций ППС в журналах с импакт фактором от общего количества публикаций, %

0,7

1,0

1,5

2,5

2. Доля ППС, получившие авторские свидетельства, патенты (охранные документы) на изобретение, %

1,2

1,5

1,7

2,2

3. Доля ППС участвующих в реализации фундаментальных и прикладных исследований, %

30,0

40,0

50,0

90,0

4. Доля дохода ВУЗа в общем бюджете, полученная по результатам научных исследований, %

2,4

2,6

4,0

5,0

5.Доля финансовых средств, выделенных на НИР в виде университетских грантов, %

1,0

2,0

2,3

2,5

6.Доля студентов, участвующих в НИРС,%

27,0

30,0

35,0

40,0

7. Доля научных проектов в области образования, выполняемые в университете,  %

30,0

60,0

70,0

80,0

8.Количество инновационных проектов, выполняемых в университете, ед.

2

5

7

10

9.Среднее количество публикаций на одного преподавателя, (ед)

2.4

5

7

10

10.Количество реализованных проектов в научных лабораториях, ед.

15

30

55

60

11.Количество научных структур, в том числе и создаваемых совместно с другими организациями, ед.

9

13

15

20

2. Формирование активной гражданскойпозиции у молодежи

1.     Доля студентов, являющихся участниками международных студенческих организаций (% от общего количества);

2011 г. - 0,5

2013 г. - 0,7

2015 г. - 0,9

2020 г. - 1,0

 

 

1. Количество международных соглашений, направленных на развитие активной гражданской позиции,   ед.

-

-

1

2

2. Доля студентов участвовавших  в республиканских и международных мероприятиях, %

35

45

55

80

3. Доля студентов, завоевавших призовые места в республиканских и международных проектах, %

9,0

10,0

12.0

15,0

4. Доля студентов обеспеченных базами производственной практики<