Учебно-методический отдел Одним из важнейших критериев учебно-методической работы является разработка и издание учебно-методических материалов профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения. В целях научно-методического обеспечения подготовки специалистов преподавателями кафедр ежегодно издаются учебники, учебные и методические пособия, а также учебно-методические разработки по выполнению практических (лабораторных) занятий, дипломных и курсовых работ, программы по прохождению практик. Объем учебников, учебных пособий и учебно-методических разработок, изданных профессорско-преподавательским составом вуза, составляет по учебным годам: · в 2009 г. - 178 ед., в том числе на государственном языке - 99; · в 2010 г. - 343 ед., в том числе на государственном языке - 198; · в 2011 г. - 287 ед., в том числе на государственном языке - 175; · в 2012 г. - 274 ед., в том числе на государственном языке - 162. Все электронные учебные издания, в том числе виртуальные лаборатории, являются веб-ориентированными и размещены в образовательном портале университета, что обеспечивает возможность работы в корпоративной сети и сети Интернет. По всем направлениям подготовки разработаны учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) и учебно-методические комплексы дисциплин для обучающегося (УМКДО). УМКД включает типовую программу дисциплины, рабочую программу дисциплины, силлабус, тематику лекционных, семинарских, практических, лабораторных работ, тезисы лекций, тематику рефератов, курсовых и дипломных работ, задания по СРС, перечень рекомендуемой литературы, материалы для мониторинга и контроля образованности обучающихся (уровня сформированности предметных компетенций), глоссарий, ряд других материалов для работы обучающегося. Рабочая учебная программа дисциплины является основным документом, определяющим цели и содержание конкретной дисциплины. Рабочие учебные программы составляются каждым преподавателем по каждой дисциплине на основе действующих нормативных документов с целью создания и постоянного совершенствования методики преподавания дисциплины. Структура и порядок заполнения рабочей учебной программы унифицированы и оформляются в соответствии с формой «Ф КазНПУ 703-04-11 Рабочая учебная программа». Рабочие учебные программы обновляются и дополняются с учетом новейших достижений науки, техники и технологий, запросов потенциальных потребителей, современных требований к социальным и профессиональным компетенциям выпускников. Так, в целях улучшения культурно-нравственного воспитания будущих педагогов в духе казахстанского патриотизма, повышения качества профессиональной подготовки в рабочие учебные планы специальностей университета введены новые дисциплины «Национальное воспитание», «Отантану», «Артвоспитание», «Инновации в образовании», «Деловой английский язык», «Основы акмеологии, личного и социального успеха» (для студентов бакалавриата); в докторантуре PhD - «Специальный иностранный язык», «Информационные технологии в науке и образовании» (по направлениям подготовки). Рабочие учебные программы рецензируются, проходят обсуждение и утверждение на заседаниях кафедр. Заведующий кафедрой несет персональную ответственность за соответствие утвержденной рабочей учебной программы рабочему учебному плану, типовой программе и ГОСО специальности. Утвержденные на заседании кафедры рабочие учебные программы рассматриваются методсоветом факультета и рекомендуются к утверждению на Совете факультета (Ученом совете института). Председатель методсовета факультета несет ответственность за комплектацию рабочих учебных программ в соответствии с рабочими учебными планами специальности. Рабочие учебные программы утверждаются на Совете факультета и визируются председателем Совета факультета, заведующим кафедрой, деканом, проректором по учебно-методической работе. Если учебным планом предусмотрена практика, то учебная программа содержит описание вида практики, цель и задачи ее проведения, характеристику базы проведения практики и краткое описание требований к отчетности. Программа педагогической практики составлена в соответствии с ГОСО РК и комплексом программ по педагогическим дисциплинам, которые разработаны кафедрой педагогики КазНПУ им. Абая. Типовая учебная программа для бакалавриата «Непрерывная педагогическая практика» для специальностей группы «Образование» утверждена протокольным решением заседания Республиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22.06.2006 г. Силлабус по изучаемой дисциплине предназначен для ознакомления студентов с требованиями преподавателя и критериями оценки, содержанием учебного курса, методикой его изучения. Силлабус разрабатывается в соответствии с «Ф КазНПУ 703-06-11. Силлабус дисциплины для студентов». Силлабус включает краткое описание содержания изучаемой дисциплины, цели и задачи ее изучения, виды учебных работ, требования преподавателя, критерии оценок и др. Все силлабусы формируются в папки-регистры по специальностям в соответствии с перечнем дисциплин рабочего учебного плана и хранятся на кафедрах, в библиотеке, доступны для студентов на электронных носителях. На всех кафедрах университета имеется утвержденная тематика студенческих рефератов, на выпускающих кафедрах - тематика курсовых и дипломных работ, составленная с учетом современных достижений естественных и социально-гуманитарных наук, положений ежегодных Посланий Президента страны народу Казахстана, материалов Стратегии «Казахстан-2030», современных проблем политического и экономического развития страны и мира. В соответствии с ГОСО РК разработаны методические рекомендации по различным видам учебной деятельности студентов (для выполнения лабораторных, курсовых, дипломных работ). На кафедрах КазНПУ им. Абая имеются лекционные фонды, обновляемые с учетом изменений в науке, социально-экономической и культурно-общественной жизни страны. На ряде кафедр имеются логические познавательные задачи, вопросы к ним; упражнения и задания для самостоятельной работы студентов; проблемные вопросы для обсуждения на спецсеминарах; проблемно-поисковые задачи для проведения открытых лекций и семинарских занятий с их последующим обсуждением. Организация учебного процесса в КазНПУ им. Абая на всех уровнях подготовки кадров (бакалавриат - магистратура - докторантура PhD) проводится по кредитной технологии обучения согласно нормативным требованиям МОН РК. На всех кафедрах университета имеются журналы внутрикафедрального контроля и журналы взаимопосещения занятий, которые заполняются согласно графикам проведения открытых и текущих занятий. На все посещенные занятия имеются отзывы и рецензии с замечаниями и предложениями. 5) Методические семинары и методические конференции проводятся согласно планам работы методических бюро факультетов и методических секций кафедр, которые утверждаются ежегодно. Тематика методических семинаров актуальна, отражает современные проблемы педагогической науки, дидактики и личностно ориентированного высшего образования. Вопросы деятельности методбюро факультетов рассматриваются, обсуждаются и утверждаются на заседаниях Советов факультетов и Ученых советов институтов. Отчеты о работе методических бюро факультетов за прошедшие учебные годы в деканатах имеются. Работа методбюро планируется на учебный год в соответствии с Положением о Методическом бюро факультетов. Заседания методбюро протоколируются и подшиваются в дело. Аналогично учебно-методические вопросы обсуждаются на методических секциях в соответствии с планами работы кафедр на учебный год. С 2012/2013 учебного года в целях улучшения качества обучения и методики преподавания учебных дисциплин в университете с января 2013 года ежемесячно, согласно графику, запланированы обучающие семинары-тренинги для ППС по наиболее активным формам и методам организации занятий. Семинары-тренинги будут проводиться лучшими педагогами-новаторами университета, которые поделятся личным опытом обучения студентов и методами преподавания различных видов занятий для разных категорий преподавателей университета. С нынешнего учебного года в университете создан Научно-методический совет (НМС), который в соответствии с Положением о НМС возглавляет ректор. В его состав входят проректора, деканы, директора институтов и отдельные руководители структурных подразделений, имеющие непосредственное отношение к организации учебного процесса и методическому обеспечению занятий. Заседания НМС проводятся раз в два месяца. На них рассматриваются актуальные вопросы: - научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в университете и повышения качества подготовки специалистов; - подготовка рекомендаций по развитию системы менеджмента качества и внедрению результатов методических разработок в учебный процесс; - обсуждение и выработка рекомендаций по внедрению новых технологий по интенсификации учебного процесса, обеспечивающих эффективность организации управления и контроля над качеством обучения; - разработка рекомендаций по внедрению в учебный процесс новых технологий, интерактивных методов обучения и контроля качества знаний студентов; - координация работы по совершенствованию научно-методического потенциала ППC университета и другие. Рекомендации Научно-методического совета в отдельных случаях выносятся на заседания Ученого советa или ректората КазНПУ им. Абая на рассмотрение и утверждение. |