Сегодня в КазНПУ имени Абая реализованы основные принципы Болонской декларации, и кредитная система внедрена во всех вузах Казахстана. Университеты активно разрабатывают совместные образовательные программы, в том числе, посредством академической мобильности.
Необходимо отметить, что академическая мобильность делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная академическая мобильность подразумевает полное обучение студента в зарубежном ВУЗе. Горизонтальная мобильность позволяет студенту пройти обучение в зарубежном ВУЗе в течении ограниченного периода (семестра, учебного года). В государственной программе развития образования предусматривается, что студент бакалавриата должен провести один или два семестра в заграничном ВУЗе.
Кроме того, мобильность делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя, или международная академическая мобильность - это обучение студентов в зарубежных ВУЗ-ах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Внутренняя академическая мобильность - обучение студентов, а также работа преподавателей-исследователей в ведущих казахстанских ВУЗ-ах.
На данный момент ключевыми критериями отбора претендентов на участие в академической мобильности является средний балл документа об образовании или текущая успеваемость студента, а также уровень знания иностранного языка. На следующем этапе уполномоченным органом в области образования создается конкурсная комиссия, которая будет проводить отбор претендентов и дальнейшее направление на обучение за рубежом.
Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений
Видение развития академической мобильности
Академическая мобильность - это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.
Сегодня академическая мобильность обучающихся в основном обеспечивается посредством обменных программ Erasmus Mundus, Erasmus Mundus Partnership и других.
В программе студенческой и преподавательской мобильности Erasmus, со времени ее основания в 1987 году, приняли участие 1,9 млн. человек. Сегодня в ней участвует около 30 стран мира. К ней привлечено 90% европейских университетов, более 3100 высших учебных заведений из 31 страны.
В рамках второго консорциума стипендий программы Erasmus Mundus за 2009-2010гг. Казахстану присвоено 20 стипендий (бакалавриат - 9, магистратура - 5, докторантура - 3, пост докторантура - 1, преподавание - 2).
Вместе с тем, вузами реализуются более 80 меморандумов о сотрудничестве по внедрению совместных образовательных программ с зарубежными университетами (Великобритании, Испании, Германии, Чехии, США, Канады, России и др.).
Существенным вкладом в развитие человеческого капитала и академической мобильности стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.
Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Это способствует укреплению академической и культурной интернационализации казахстанского высшего и послевузовского образования, улучшению качества образовательных программ и научных исследований.
Академическая мобильность важна для личного развития и возможности трудоустройства, и она воспитывает уважение к разнообразию и возможности иметь дело с другими культурами. Она стимулирует лингвистический плюрализм и повышает конкурентоспособность высших учебных заведений.
Нормативно-правовая и институциональная поддержка академической мобильности
В настоящее время анализ изучения опыта ведущих вузов Казахстана по развитию академической мобильности показывает, что на один академический период в зарубежные вузы выезжает в год около 20 обучающихся. Однако не все вузы осуществляют перезачет освоенных обучающимся кредитов в зарубежном вузе.
В этой связи вопросы перезачета кредитов требуют разработки соответствующего нормативного правового акта. Фактически из-за слабой интегрированности в международное образовательное пространство, академическая мобильность не получила достаточного развития, которое предполагают принципы Болонского процесса.
Для предоставления возможности обучающимся осваивать программы отдельных дисциплин в ведущих университетах мира и обеспечения объективных критериев измерения и сравнения учебных достижений разработана казахстанская система перезачета кредитов по типу ECTS - европейской системы перевода кредитов.
В казахстанской кредитной технологии минимальное количество кредитов, которое обучающийся должен освоить для получения степени:
1) бакалавра - составляет не менее 138 кредитов, из них 129 кредитов теоретического обучения;
2) квалификации специалиста с высшим специальным образованием - не менее 170 кредитов, из них 161 кредит теоретического обучения;
3) магистра:
научного и педагогического направления - не менее 47 кредитов, из них 34 кредита теоретического обучения;
профильного направления:
1,5 года обучения - не менее 36 кредитов, из них 28 кредитов теоретического обучения;
1 года обучения - не менее 24 кредитов, из них 18 кредитов теоретического обучения;
4) доктора философии (PhD) или доктора по профилю - не менее 60 кредитов, из них 30 кредитов теоретического обучения.
Трудоемкость одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося в бакалавриате составляет 45 часов работы, в профильной магистратуре - 60 часов, в научно-педагогической магистратуре - 75 часов, в докторантуре - 105 часов.
Для обеспечения академической мобильности обучающихся и признания образовательных программ (всех уровней и форм высшего и послевузовского образования) в европейском образовательном пространстве необходим пересчет казахстанских кредитов в кредиты ECTS.
Академический кредит в рамках ECTS - это единица измерения трудоёмкости изучения дисциплины, как на аудиторных занятиях, так и во время самостоятельной работы. Один кредит ECTS равен 25-30 академическим часам.
Общая учебная нагрузка помимо аудиторной включает следующие виды самостоятельной учебной работы обучающегося: эссе, рефераты, курсовые работы (проекты), лабораторные работы, подготовка по различным видам текущего, промежуточного и итогового контроля, сбор материалов и написание дипломной работы (проекта).
ECTS оценивает суммарную трудоемкость учебной работы одного учебного года в 60 кредитов (в семестр обучающийся набирает 30 кредитов, а в триместр - 20 кредитов.) Продолжительность учебного года составляет 30 недель и 6 недель отводится на сдачу экзаменов (итоговый контроль).
В европейских странах длительность обучения для получения степени в бакалавриате составляет от трех до четырех лет и требует получения соответственно 180-240 зачетных кредитных единиц.
Для перерасчета дисциплин, выраженных в кредитах ECTS, в кредиты Республики Казахстан необходимо производить деление кредитов ECTS на переводной коэффициент в зависимости от наполняемости 1 кредита ECTS по каждой дисциплине:
1) для бакалаврита - в пределах от 1,5 до 1,8;
2) для профильной и научно-педагогической магистратуры - в пределах от 2 до 2,4;
3) для докторантуры - в пределах от 2,7 до 3,2.
При этом кредиты формируются в целых единицах.
Трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины.
Высшие учебные заведения назначают координатора ECTS в целом по вузу и на факультетах.
Вузовский координатор ECTS обеспечивает приверженность и применение учебным заведением принципов и механизмов ECTS, а также координирует и контролирует работу всех координаторов структурных подразделений вуза.
Координаторы ECTS консультируют обучающихся и профессорско-преподавательский состав по практическим и учебным аспектам ECTS.
Шкала оценок ECTS включает пять положительных оценок (от A до E), оценки FX, которая может быть исправлена, и оценки F без предоставления кредитов.
Система оценивания знаний Республики Казахстан, основанная на балльно-рейтинговой буквенной системе оценки учебных достижений обучающихся, включает десять положительных оценок (от A до D), которые предусматривают присвоение кредитов и одной неудовлетворительной оценки F без предоставления кредитов.
Перевод оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся и обратно осуществляется следующим образом.
Таблица перевода оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся
Оценка по ECTS
|
Оценка по
буквенной
системе
|
Цифровой
эквивалент
баллов
|
%-ное
содержание
|
Оценка по
традиционной
системе
|
А
|
А
|
4,0
|
100
|
Отлично
|
В
|
В+
|
3,33
|
85
|
Хорошо
|
С
|
В
|
3,0
|
80
|
D
|
С
|
2,0
|
65
|
Удовлетворительно
|
E
|
D
|
1,0
|
50
|
FX, F
|
|