Деятельность УМО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Орумбаев С.Т. - начальник Учебно-методического отдела доктор исторических наук, профессор
Как известно, совершенствованию человеческой деятельности в той или иной области знаний нет предела. Эта метафора особенно актуальна для вузовской педагогики, где от уровня педагогического мастерства во многом зависит качество образования и воспитания студенческой молодежи. В связи с этим особое значение в практике обучения приобретают подходы к методам обучения, основанным на степени осознанности восприятия учебного материала. Среди них наряду с другими (пассивными и активными методами) наиболее инновационными в современной системе образования являются интерактивные методы обучения. Творческие интерактивные задания - это учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а развивают учебное творчество, активную самостоятельную деятельность по добыванию знаний. Творческое интерактивное задание придает смысл обучению, мотивирует студентов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное решение, основанное на индивидуальном опыте, опыте прошлых работ коллег, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников учебного процесса. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, повышение их активности в процессе обучения. Миссия преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Важное отличие интерактивных занятий от обычных заключается в том, что, выполняя их, студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Привлекая студентов к подобному методу обучения, преподаватель стремится объединить людей, установить доверительный контакт с целевой группой, студенты получают навыки лидерства, опыт помощи другому человеку и опыт общения по решению коллективных задач, опыт ответственности за выполняемую совместными усилиями работу. Подобные виды учебной деятельности на занятиях под руководством преподавателя активизируют мыслительную деятельность студентов и являются одним из наиболее эффективных направлений в современном образовательном процессе. Не остались в стороне от этих инноваций в образовании и методические подразделения нашего университета. Так, учебно-методическим отделом под руководством проректора по УМР Г.К. Кенжебаева распоряжением ректора создана общеуниверситетская комиссия в составе 16 человек из числа наиболее подготовленных методистов, которые приступили к проверке проводимых ППС занятий на предмет использования интерактивных методов и инновационных технологий обучения студентов, согласно перекрестному графику проверки. Данное мероприятие позволит определить степень и уровень использования нашими преподавателями вышеназванных методов при проведении занятий, выявить недоработки, упущения и проблемы в процессе обучения студентов электронными обучающими средствами, а также провести мониторинг имеющейся учебной электронной базы. С момента создания (октябрь 2012г.) учебно-методических подразделений нами с целью повышения квалификации и педагогического мастерства ППС были организованы обучающие семинары-тренинги по интерактивным методам и инновационным технологиям обучения студентов с использованием электронных обучающих средств. В частности, первые семинары-тренинги были посвящены практике применения и использования интерактивных досок, их функциональным и программным возможностям в демонстрации слайдов, графиков, рисунков, схем и пр. 27 ноября 2013 года Учебно-методический отдел КазНПУ им. Абая совместно с кафедрой «Международного права» Института филологии и полиязычного образования провел семинар-тренинг для ППС университета по интерактивным методам обучения. Перед участниками семинара выступила доктор PhD Свободного университета Берлина (Германия) Барбара Януш Павлетта, после чего состоялся заинтересованный обмен мнениями участников семинара-тренинга. Следующий семинар-тренинг с участием зарубежного специалиста на тему: «Формирование стиля мышления молодого поколения как элемент информатизации образования» был проведен 13 декабря 2013 г. совместно с кафедрой «Информатики, математики и информатизации образования» ИМиД. На данном мероприятии своим видением основ информатизации образования и опытом преподавания этой дисциплины в вузовской системе поделился доктор педагогических наук, профессор, академик РАН РФ Первин Юрий Абрамович. Кроме того, с целью изучения реального процесса обучения в современной общеобразовательной школе со второго семестра 2013/2014 учебного года нами запланированы практико-ориентированные семинары ведущих учителей-методистов общеобразовательных школ г.Алматы для студентов педагогического профиля институтов и факультета университета. Таким образом, подобные и другие мероприятия с привлечением наших и известных ученых-методистов из дальнего и ближнего зарубежья, а также практико-ориентированные семинары опытных учителей в целях сотрудничества и взаимодействия университета и среднего звена образования, будут практиковаться учебно-методическими подразделениями и в дальнейшем.
|