|
| |
Педагогическая практика Итоговая конференция по педагогической практике 4 курсов ИЕГ
30 марта в 10 часов в 422 аудитории прошла итоговая конференция по педагогической практике Института «Естествознания и Географии». В ней приняли участие методисты кафедры «Технологии обучения естественных дисциплин», педагог Махметова Б.Т., психолог Илахунов К.Т. и студенты выпускных курсов специальности «Химия», «Биология». Вел итоговую конференцию заведующий кафедрой ТОЕД профессор Мансуров Б.А. Студенты-практиканты разных школ выступили с отчетом о проведенной педагогической практике. Свое мнение о прохождении педпрактики высказали методисты кафедры ТОЕД - Бекенова Н.А., Жусупбекова Н.С., Калыбаева А.М., Камиева Г.С., Унербаева З.О., Макеева А.Ж. Илахунов К.Т. выступил с речью о студентах - практикантах ШГ №124. В конце конференции заведующий кафедры ТОЕД Мансуров Б.А. подвел итоги педагогической практики.
ФОТО ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ОТЧЕТ ПРЕДПРАКТИКИ 2016 год
Отчет педагогической практики за 2015/2016 института естествознания и географии КазНПУ им. Абая
Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в школе. Эта практика призвана осуществлять все виды учебно -воспитательной работы. Цель практики -овладение студентами основными функциями практической деятельности учителя, формирование профессиональных черт личности педагога. Педпрактику проходили студенты 4-х курсов специальностей 5В011200, 5В011300, 5В011600, 5В060700, 5В0900 с 11 января 2016 года по 19 марта 2016 года. Для успешного проведения практики была разработана рабочая программа практики, в которой отражены: задачи педпрактики, содержание работы, внеклассная работа, а также план работы по организации и проведению практики. В плане предусмотрены: подбор школ для проведения практики и заключения с ними договоров, распределение методистов, педагогов и психологов по школам, проведение установочных и итоговых конференций; изучение документации- календарного плана по предметам, плана работы классного руководителя, опыта работы учителей - предметиков, знакомство с историей, традицией, профилем школы. В соответствии с приказом ректора университета на педпрактике методистами утверждены следующие преподаватели: Унербаева З.О. 4ХҚ (СШ №13), Сейтжанов А.Ф. 4ХҚ(СШ№136), Бекенова Н.А. (4БК, 4БР, СШ№124), Камиева Г.С. (4БК, СШ №178), Жусупбекова Н.С. 4БК(СШ№107), Калыбаева А.М. 4БК(СШ №12), Бирталаев Е.К. 4БК (СШ №19), Калдыбекова Р.А. 4ГК,(СШ №12), Абулгазиев А.У. 4ГК (РФМШ), Бектеньярова А.Р. 4ГР( СШ №27). Традиционно перед началом практики проводится установочная конференция, на которой, были решены организационные вопросы: сроки прохождения и школы, в который проводится практика, цели, задачи и обязанности студентов. Конференция проведена 12 января 2016г. Одним из важных факторов успешного проведения педпрактики является подбор школ. Отметим, что материальные базы школ соответствуют требованиям проведения педпрактики. Во всех школах учебный процесс проводится по кабинетной системе в достаточном количестве интерактивные доски. Хорошо оборудованы кабинеты химии, биологии, имеются препараторские, где размешены учебники, наглядные пособия, плакаты, дидактический материал, учебно-методическая, хрестоматийная, научно-популярная литература. В достаточном количестве химреактивы и посуда, коллекции, микроскопы, муляжи, гербарии и т.д., учителя- предметники с большим стажем и имеют опыт работы со студентами. Студенты выполняли все требования при подготовке к урокам: наличие конспектов уроков утвержденные методистом и учителем- предметником, подбор наглядных пособий, дидактического материала. Для проведении уроков, студенты готовили презентации и применяли их практически на каждом уроке. Во время педагогической практики студентами отрабатывались навыки проведения уроков различных типов: изучения нового материала, проверки, учета и оценки знаний, комбинированные уроки. При этом применялись все методы обучения: словесные, наглядные, практические. Особое внимание студенты уделяли этапу изучения нового материала. Его изложение они старались сопровождать средствами наглядности, организацией при этом пользовались интерактивной доской. Проведение уроков с интерактивной доской стало обычном делом. Предпринимались попытки развивать у учащихся логическое мышление с помощью постановки проблемных вопросов, задач. На уроках студенты освоили проведение всех этапов урока, активно использовали дидактические материалы, тестовые задания (как закрытого типа, так и заданий на соответствие, заданий открытого типа), химический, биологический диктанты. За период педагогической практики студенты усвоили основные требования, предъявляемые к современному учителю. Трудностью явилось неумение предупредить некоторую пассивность учащихся при изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие ими новых знаний. Отчасти это проявилась потому, что студентами при объяснении нового материала иногда недостаточно четко выделялись главные и наиболее существенные моменты. Кроме того, еще не всегда хватало умений сделать изложение своего материала увлекательным и интересным, недостаточно использовался дополнительный материал. Заслуживает внимание стремление студентов проводить нетрадиционные уроки-уроки КВН, уроки- соревнования, модульное обучение и элементы модульного обучения. Так, студентка
Амангельды Меруерт, КВН-сабақ: «Эволюцияның дәлелдемелері», 9 сынып (СШ№12) Айдар Айнур, конференция сабақ: «Металдармен бейметалдардың маңызды қосылыстары», 9 сынып (СШ№13) Қаналбаева Назым, топтық сайыс, постер қорғау: «Адам генетикасын зерттеу әдістері», 9 сынып (СШ №178) Тұрғанбай Каракөз, КВН сабақ: «Қан қысымы», 8 сынып (СШ №178) Волков Павел, с элементами проблемного обучения: «Селекция, ее задачи. Отбор, как основной метод селекции», 9 класс (СШ №124) Табылдиева Нурзия, ойын технологиясы элементтері: «Заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика», 8 класс, (СШ №124) Бахтыбаева Мариям, модульдік технология: «Первая помощь при растяжениях, вывихах, переломов», 8 класс, (СШ №124) Жолдасалы Айдана, топтық-сайыс: «Журек - қан тамырлары жүйесінің аурулары және олардың алдын алу», 8 сынып, (СШ №178) Увалиев Мақсат, конференция сабақ: «Способы и средства защиты от чрезвычайных ситуаций», 9 класс (СШ №27) Туганбаева Молдир, экскурсия сабақ: «Восточно - Европейская равнина», 8 сынып (СШ №27) Рамин ойын сабақ: «Мы в ответе за нашу планету», 8 класс (СШ№27) Нурмахамбетулы Нурдаулет панорама сабақ: «Халықаралық туризм», (СШ №12) Жансая, экскурсия сабақ: «Солтүстік Америка материгіне саяхат», 7 сынып, (СШ № 12) Кадырханова Жансая, КВН сабақ: «Солтүстік Америка материгі», қайталау тақырыпта 7 сыныбы, (СШ № 12) Хотелось бы отметить студентов, которое имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, использовали различные методы, творчески подходили к проведению каждого урока, использовали дополнительную литературу, пользовались имеющимся и готовили сами дидактический материал. Видно было их стремление к овладению нелегкой професии учителя, желания активизировать мыслительную деятельность учащихся. Асан Акерке, Нақа Адылжан (РФМШ), Жапар Шолпан, Жолжанов Багдат (СШ №136), Қоныс Байрамгул, Кадырханова Жансая, Султанова Гулназ (СШ №12), Волков Павел, Бахтыбаева Марьям (СШ№124), Амангельды Меруерт, Отегенова Айсулу, Шарип Сабира , Имангазы Анар (СШ№12), Байжанова Алмагуль , Каналбаева Назым , Жолдасалы Айдана, Жылкайдарова Лаура , Сарыбаева Айжамал (СШ№178) , Увалиев Максат, Исабаева Перизат, Айтбаева Динара, Столярчук Ирина (СШ №27), Волков Павел, Бахтыбаев Марьям (СШ№107), Ахмет Ботакөз, Адас Эльмира, Изтлеуова Меруерт, Баялиева Гулназ (СШ№19), Уразгалиева Аяжан, Айдар Айнур, Алсеитова Улдар, Өмірзақ Мадина, Жумагалиев Абай и другие. Во всех школах были проведены тематические (биологические, географические, химические) мероприятия, а также внеклассные и внешкольные мероприятия. Абдулла Динара мен Мұқан Назгүл 10 «А» сыныбына «Ислам- әлемдегі бейбітшілік кепілі», Әбдікәрім Тұрар мен Бариев Шерхан 10 «Г» сыныбына «Мәдениет адамзат әлемінің айнасы», Алмағамбетова Шынар мен Байшалова Айзада 9 «И» сыныбына «Жасөспірім және зиянды әдеттер» 10 «В» сыныбына: Ерсайынова Шолпан «Ата-ана қадірін білмеген, халық қадірін білмес», Омар Ақмарал «Дастархан басындағы әдеп» және Алихан Базарәлі «Әке көрген-оқ жонар, шеше көрген -тон пішер», Амантай Нұрсұлтан «Білімді мыңды жығар», Джиеналыева Ақмарал мен Тәңірбергенова Ақбота «Ас адамның арқауы», Искалинова Интизар мен Қожаханова Мөлдір 10 «» сыныбына «Экспо 2017-Қазақстанның болашағы», Қуандық Бекназар мен Қуанышханов Талғат өздеріне берілген 11 «И» сыныбына «Ата салтым -кеңпейіл дархандығым», Ораз Гүлдана мен Қасабек Жұлдыз 10 «Н» сыныбына «Арман жарқын болашақ бейнесі» тақырыбында ашық тәрбие сағаттарын өткізді. «Ер екі сөлемейді», «Қарттарым аман саумысың», «М,Мақатаевтың туған күні», « Мұқағали - мәңгілік ғұмыр», «Менің мамандығым, менің болашағым, «Бір мақсат, бір мүдде, бір болашақ», Сұлулықтың сыры неде?», «Жақсылық жасаудан асқан борыш жоқ», « Ана -гүл, ана өмір шуағы», « Эрудиттер сайысы», «Жаман сөзден аулық болайық», «Адамгершілік - рухани байлық», «Қарым-қатынас», « Табиғатты аялайық!», «Әз наурыз!», «Алматы - мыңжылдық қала», «Ауған ақиқаты», Ақиық ақын М.Мақатаев», «Доссыз өмір бос», «1- наурыз алғыс айту күні», «8-наурыз халықаралық әйелдер күні», т.б. №13 мектепте «Химия апталығы» өтті, «Химия кереметі атты» кештер ұйымдастырылды. -Іс- шаралар: мектепішілік «Еңбек етсең ерінбей», «Қазақстан патриоты», «Дос іздесең, өзің жақсы дос бол», «Ата-анамды ардақ тұтамын», «Абайдың қара сөзі-тәрбие көзі», «Тәуелсіздіктің 25 жылдығы қарсаңында», «Алматы қаласына 1000 жыл», «Діни экстремизм» тәрбие сағаттары мен диспуттар ұйымдастырылды. Уразгалиева Аяжан 8 «А» Әсембаева Қарлығаш 10 «Ә» - «Үш тұғырлы тіл жолы», «Мұражай - өткен күндерді еске салады», «Білімді ұрпақ болашақ». Өмірзақ Мадина 11 «А» - «Мақатаевқа арнау». Алсеитова Улдар 8 «А»- «Б.Момушұлының қазақ әдебиетіндегі орны». Қалдыбай Камила 5 «Б» - «Экологиялық аймақтар». Жумагалиев Абай 6 «Ә»- «Мыңжылдық тарихы бар Алматы», Айдар Айнұр 9 «Ә» -«Діни экстремизм қоғам жауы», Базарбай Гаухар -«Диалогты қарым-қатынасқа түсудің мәдениеті», Шымыр Динара - «Ислам дініндегі әйел мәселесі» т.б. бойынша ашық тәрбие сағаттар мен дөңгелек үстелдер және диспуттар , пікір сайыстар өткізді. - Іс- шаралар: мектепішілік «ХХI- ғасыр көшбасшысы», «Элементтер айтысы» тәрбие сағаттары мен диспуттар ұйымдастырылды Жапар Шолпан, Кулбек Әсел, Айтжан Айнұр 8 сыныптарға, Ысмайыл Ұлдана, Қанат Айгерім Турлыбаева Сымбат 9 сыныптарға «ХХI- ғасыр көшбасшысы», Жолжанов Бағдат, Тойлебай Асылжан Насыр Кашира 10 сыныптарға «Мұнайдың пайда зияны туралы деват», бойынша ашық тәрбие сағаттар мен дөңгелек үстелдер және диспуттар, пікір сайыстар өткізді. Студенты во всех школах провели профориентационную работу среди учащихся 11- классов, рассказав о нашем университете, институте, его специальностях, раздали рекламные буклеты. Студенты провели работы по организации и проведению субботников с учениками своих классов. В январе 2016года был заключен двустороний Меморандум о взаимном сотрудничестве между КазНПУ им. Абая и НИШ ХБН г. Алматы, направленный на совместное эффективное развитие инновационных образовательных проектов, программ и развития полиязычного образования. В НИШ были направлены студенты специальности «биология» для прохождения педагогической практики. Предварительно они прошли тестовые испытания, их прошли 8 студентов: Алашбаева Г., Бакиров Серик., Жамалова Нарфиза, Сайдахметова Гульдана, Сайдахметова Айдана, Сейдехан Меруерт, Хайроллаева Салтанат, Шакарбек Асем. В период практики посещали уроки биологии, выполняли работу в качестве ассистентов учителя, проводили внеклассную работу. Ознакомились с системой обучения в НИШ, усвоили некоторые современные технологии обучения. По окончании педпрактики была проведена итоговая конференция (31 марта 2016года), на которой студенты отчитались о прошедшей практике, высказали пожелания. Основные цели и задачи педпрактики -овладение студентами основных функций практической деятельности учителя, формирование провессиональных черт личности педагога в целом выполнены. Пожелания по улучшению качества проведения педагогической практики: 1. Целесообразно, чтобы студенты 3-х курсов прошли дисциплины «технологии обучения биологии и химии» в 5- ом семестре. В этом случае, они могли бы проводить уроки в школах. В 6 семестре не изучив эти дисциплины , уроки проводить они не в состоянии. 2. Для повышения качества знаний учащихся необходимо определить оптимальное использование интерактивной и традиционной доски. В настоящее время большая часть демонстрации различной информации подается на интерактивной доске, но имеется материал, который не воспринимается. Например: решение задач, составление химических уравнений приведен с коэффициентами. То есть ученики не могут приобрести навыки расстановки коэффициентов.
По итогам практики студенты получили следующие оценки:
Специальность
|
Балы (%)
|
50-74
|
75-89
|
90-100
|
Химия 5В011200
|
5
|
5
|
9
|
Биология 5В011300
|
-
|
5
|
20
|
Биология 5В060700
|
1
|
9
|
10
|
География5В011600
|
-
|
1
|
16
|
География5В060900
|
1
|
-
|
9
|
НИШ
|
-
|
-
|
8
|
Всего
|
7
|
20
|
72
|
Руководитель педпрактики ИЕГ
профессор Мансуров Б.А.
|