Главная /
Объявления
23.09.2013
В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоится защита диссертации на соискание ученой степени доктора философии PhD Әмірашевой Бақыткүл Кеңесқызы на тему «Теотерико-методические основы экологического образования при подготовке биологов (на материалах антропогенно-нарушенных биогеоценозов)» по специальности 6D011300 - Биология.
Научные консультанты: Е.Т.Тазабекова - доктор биологических наук, профессор Казахского агротехнического университета имени С.Сейфуллина; Джи Кук Шим - доктор PhD, профессор университета Чон-Ан, Республика Корея. Диссертация выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Рецензенты: Н.М.Мухитдинов - доктор биологических наук, профессор КазНУ им. аль - Фараби; Г.К.Длимбетова - доктор педагогических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. Защита состоится 23 октября 2013 года, в 15.00 часов в Диссертационном совете при КазНПУ имени Абая. Адрес: 050010, г.Алматы, ул. Джамбула, 25, 2 этаж, конференц-зал, адрес сайта - www.kaznpu.kz е-mail: aiya_c@mail.ru АННОТАЦИЯ
Әмірашевой Бақыткүл Кеңесқызы «Теотерико-методические основы экологического образования при подготовке биологов (на материалах антропогенно-нарушенных биогеоценозов)»
Актуальность исследования. В современных условиях стремительное ускорение научно-технического прогресса вызывает массированное давление человека на природу, что приводит к изменению окружающей среды. В окружающей среде наблюдаются опасные необратимые явления, которые могут радикально изменить облик планеты и поставить под угрозу жизнь самого человечества. Острейшие противоречия между обществом и природой привели к угрозе всемирного экологического кризиса. В XXI веке среди острых экологических проблем современности Организацией Объединенных Наций особо выделена проблема рационального использования и охраны земель. Казахстан, как весомая часть мирового пространства, также вносит определенный вклад в этот процесс. На юго-востоке Казахстана, где широко развито земледелие, значительные территории предгорных равнин со сложным рельефом вовлечены под орошение, что приводит их к деградации и развитию ирригационной эрозии. В этих условиях экологическое образование выступает одним из главнейших условий преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Анализ научных работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме экологизации образования при подготовке специалистов (бакалавров и магистров) биологического профиля свидетельствует о четкой дифференциации изысканий по объектам исследований (обучающиеся субъекты или объекты окружающей среды) и противоречиях между ними. Чисто экологические или биологические научные изыскания, раскрывая взаимосвязи между человеческой деятельностью и степенью воздействия её на биосферу, имеют практические результаты, направленные на гармонизацию окружающей среды. В то время как, работы научно-педагогического характера формируют культуру бытия и миропонимание человека в отрыве от современных достижений биологической науки. При подготовке специалистов-биологов в эпоху развитого научно-технического прогресса и, как следствие, интенсивного развития антропогенно-нарушенных ландшафтов наблюдаются противоречия между недостаточным исследованием этой проблемы с научно-теоретической точки зрения, а также дидактическими возможностями научно-обоснованных средств обучения, используемых в процессе экологического образования, их недостаточным раскрытием и эффективным использованием методических основ. Необходимость разрешения данных противоречий обусловила актуальность и выбор темы настоящего исследования, а именно: «Теоретико-методические основы экологического образования при подготовке биологов (на материалах антропогенно-нарушенных биогеоценозов)». Объект исследования: процесс экологического образования в вузе. Предмет исследования: система подготовки специалистов-биологов. Цель исследования: теоретико-методическое обоснование экологического образования на основе оценки антропогенно-нарушенных биогеоценозов юго-востока Казахстана и разработка методики подготовки специалистов-биологов. Задачи исследования: 1. Раскрыть теоретико-методологические основы экологического образования при подготовки специалистов-биологов. 2. Уточнить сущность и содержание понятия «экологическое образование специалистов-биологов» на основе оценки антропогенно-нарушенных биогеоценозов. 3. Разработать модель подготовки специалистов-биологов (на материалах антропогенно-нарушенных биогеоценозов), определить критерии, показатели и уровни. 4. Разработать методику подготовки специалистов-биологов через проведение полевых и лабораторных исследований при экологической оценке состояния биогеоценозов антропогенно-нарушенных ландшафтов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - Раскрытие сущности и содержания понятия «экологическое образование спецалистов-биологов» на основе оценки антропогенно-нарушенных биогеоценозов. - Разработка модели подготовки специалистов-биологов (на материалах антропогенно-нарушенных биогеоценозов), определение критериев, показателей и уровней модели. - Разработка методики подготовки специалистов-биологов через проведение полевых и лабораторных исследований при экологической оценке состояния биогеоценозов антропогенно-нарушенных ландшафтов. Практическая значимость исследования: В целях практической подготовки специалистов биологов разработаны программа спецкурса для студентов биологов «Экологическая оценка биогеоценозов антропогенно-нарушенных ландшафтов предгорий юго-востока Казахстана» и сборник научно - практических рекомендаций «Биологические основы восстановления биогеоценозов антропогенно- нарушенных ландшафтов юго-востока Казахстана». Результаты исследования могут использоваться при подготовке специалистов биологов в вузах, Республиканском институте повышения квалификации руководящих и научно - педагогических кадров и в процессе преподавания биологии в общеобразовательной школе.
|