Научные направления
Научно-исследовательская деятельность ППС кафедры практических языков координируется общей кафедральной темой «Оптимизация процесса профессионально ориентированного обучения русскому языку в школе и вузе».
К основным научным направлениям кафедры относятся: 1. Казахский и русский языки в полиязычном и поликультурном образовательном пространстве высшей школы Казахстана. 2. Обучение профессиональному языку на неязыковых и гуманитарных факультетах. 3. Инновационные технологии в условиях кредитного обучения русскому языку как неродному в казахской аудитории и казахскому языку как неродному в русской аудитории. 4. Теория и практика создания учебников по русскому и казахскому языкам и литературе для вузов и школ с казахским, русским, уйгурским, узбекским языком обучения. 5. Сопоставительно-типологическое исследование русского, казахского и английского языков.
ППС кафедры являются авторами типовых и учебных программ. Так, д.п.н., проф.Шаханова: Р.А.:Білім беру бағдарламасы. 6M011700 «Қазақ тілі мен әдебиеті» мамандығы (магистратура). Алматы, 2012. -21 б. (Хенрик Янковский, Қосымова Г.С., Шаханова Р.А., Балтабаева Ж.К.); Білім беру бағдарламасы. 6M012100 «Казахский язык и литература с неказахским языком обучения» мамандығы (магистратура). Алматы, 2012. -30 б. (Абдоллаһ Кок, Балтабаева Ж.К., Шаханова Р.А., Қосымова Г.С.) и др.; к.пед.н., доц. к.ф.н., доценты Маймакова А.Д., Кадырова Г.Р.: «Типовая учебная программа по дисциплине «Профессиональный русский язык» для студентов, обучающихся по специальности 5В010300 - «Педагогика и психология».- Алматы, 2013. - С. 106-119; - авторами учебников: д.пед.н., проф. Шаханова«Казахский язык» для 7 кл. русской школы. - Алматы: Атамура, 2000, 2002. (в соавторстве); д.пед.н., проф. Кажигалиева Г.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. - 3-е издание, переработанное. - Алматы: Атамура, 2011. - 288с. (в соавторстве); Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. - 4-е издание, переработанное. - Алматы: Атамура, 2015. - 288с. (в соавторстве); к.пед.н., доц. Бекишева Р.И. (Гуревич Г.Ф., Шаймакова Р.К.) «Русская речь». - Учебник для VI классаобщеобразовательной школы с казахским языком обучения. - Алматы: Атамура, 2011.- 268с.; Бекишева Р.И. (Гуревич Г.Ф., Шаймакова Р.К., Саттарова Г.С.) «Русская речь» Учебник для VI класса общеобразовательной школы с уйгурским языком обучения». - Алматы: Атамура, 2011. - 268с.; Бекишева Р.И.(Гуревич Г.Ф.) «Русская речь Дидактический материал для VI класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения». - Алматы: Атамура, 2011. -108с.; Бекишева Р.И. (Гуревич Г.Ф., Шаймакова Р.К.) «Книга по литературному чтению для VI класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения». - Алматы: Атамура, 2011. - 95с. и др.;Кажигалиева Г.А., Боранбаева З.И., Кадырова Г.Р., Раимбекова М.А., Цой А.А. «Русский язык в системе подготовки учителя-предметника». Учебная книга. - Алматы: Тау-Самал, 2010. - 696 с.
Члены кафедры являются авторами действующих учебников русского языка и литературы и учебников нового поколения, что и обусловило разработку актуальной темы по теории и практике создания школьных учебников (профессор Г.А. Кажигалиева, доцент Р.А. Бекишева). Определение методологических основ позволило авторам учебно-методических комплексов разработать оригинальную дидактическую концепцию школьного учебника по предметам «Русский язык». В итоге были созданы УМК по русскому языку для 6, 7, 8, 9, 10 классов школ РК;
- учебных пособий (Шаханова Р.А., Кажигалиева Г.А., Шахарман Г.П., Жумагулова Б.С., Маймакова А.Д., Кадырова Г.Р., Бекишева Р.И., Уюкбаева М.И., Тохтамова Р.К., Умирзакова З.А., Есимбек С.И., Амангелдиева Г.А.);
- участниками научных проектов (Шаханова Р.А., Кажигалиева Г.А., Маймакова А.Д., Кадырова Г.Р.);
- авторами монографий: д.п.н., проф. Шаханова Р.А. «Методика обучения казахскому языку с учетом специальности на русских отделениях в высших технических учебных заведениях» (2001); д.п.н., проф. Кажигалиева Г.А.
«Лингвокультурологический анализ художественного текста» (1999г.), «Культурологический аспект в работе над художественным текстом» (2000г.); к.ф.н., доц. Умирзакова З.А. (Ахметжанова З.К., Оналбаева А.Т.) «Культура в зеркале языка». - Алматы: Изд-во Елтаным, 2014. - 480 с.
Следующее направление исследований преподавателей связано с определением содержания обучения языку специальности студентов неязыковых и гуманитарных институтов. В данном аспекте при отборе содержания курса «Русский язык» осуществляется реализация профессиональной ориентации преподавания: «Антропологическая модель обучения профессиональному общению на русском языке студентов казахских отделений педагогического вуза» (профессор Жумагулова Б.С., доцент Умирзакова З.А.); «Контекстная технология обучения студентов русскому языку как неродному» (к.п.н. Бекишева Р.И.); «Научные основы отбора и систематизации учебного материала по русскому языку в условиях кредитной системы обучения» (доктор Кажигалиева Г.А., доцент Бекишева Р.И.); «Прагматическая технология обучения терминосистеме «Информатика» студентов-нефилологов в курсе русского языка» (ст. преп. Тохтамова Р.К.); «Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку студентов-нерусистов» (доцент Маймакова А.Д., доцент Кадырова Г.Р.).
Приоритетными являются вопросы, связанные с внедрением кредитной технологии. В этом направлении работают преподаватели кафедры, внедряя в практику преподавания русского языка как неродного инновационные технологии. Так, ст. преп. Тохтамова Р.К., доктор PhDНурбаева А.М. занимаются исследованием «Информационно-компьютерные технологии в обучении русскому языку студентов неязыковых специальностей». Доцент Маймакова А.Д. и доцент Кадырова Г.Р. разработали электронное учебное пособие «Добро пожаловать в Казахстан»! (HTML), доц. Умирзакова З.А. электронный учебник «Научный стиль русской речи». (Программный продукт PROFIT SOFT), 2013. . и УмирзаковаЗ.А.в соавторстве электронное учебное пособие «Развитие навыков литературной научной речи» (Программный продукт PROFIT SOFT), 2013.
Сопоставительно-типологические исследования занимают отдельное место в НИР, представляя собой лингвистическую базу для вузовской практики преподавания русского языка: «Прагматика полемического дискурса: сопоставительное исследование» (профессор Жумагулова Б.С.).
Среди выполняемых кафедрой видов научно-исследовательской работы следует особо отметить публикации научных работ, участие в научных конференциях, участие в программах повышения квалификации, сотрудничество с университетами страны и зарубежья, научно-методическую поддержку школ города и области.
Проф. Кажигалиева Г.А. - член жюри городских тур Республиканских олимпиад среди молодежи по полиязычию, ежегодных Республиканских олимпиад по русскому языку, Проф. Кажигалиева Г.А.,доц. Османова З.Ж. - член жюри ежегодных городских школьных олимпиад по русскому и казахскому языкам, проф. унив. Жумагулова Б.С. - член комиссии на базе Республиканского научно-практического центра «Дарын», 13-14 октября 2016 г., участник заседания Общественного СоветаБазовойорганизациигосударств-участниковСНГ по преподаванию русскогоязыка.21-23 ноября 2016 г.
Результаты научных исследований члены кафедры апробируют на конференциях в Казахстане, ближнем и дальнем зарубежье, опубликованы в научных журналах Казахстана, России, Кыргызстана, США, Японии, Германии, Англии, Польши, в профессиональных журналах и в журналах с импакт-фактором.
Преподавателями кафедры получены 4 «Cвидетельств о государственной регистрации авторских прав» (авторы: проф. Кажигалиева Г.А., доц. Кадырова Г.Р., доц. Маймакова А.Д.).
На кафедре осуществляется руководство научно-исследовательской работой студентов. Преподаватели кафедры со студентами принимают участие в ежегодной научно-студенческой конференции по казахскому и русскому языкам, в олимпиадах по казахскому языку.
Ежегодно преподаватели казахского языка проводят крупное мероприятие, посвященное Дню языка. При кафедре функционируют студенческий научный клуб по углубленному обучению казахского языка «Тіл тағылымы».
Цель работы научного клуба -активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития, создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты научного клуба «Тіл тағылымы» в 2 месяца 1 раз выпускают свою газету. Важнейшей задачей студенческого научного клуба является организация и проведение научно-исследовательских мероприятий.
|