қазақша · русский · english
 
President`s Message
 
 

 

State of the Nation Address by President of the Republic of Kazakhstan Kassym-Jomart Tokayev


UNITY OF THE PEOPLE AND SYSTEMIC REFORMS ARE A SOLID FOUNDATION FOR THE NATION`S PROSPERITY

 

Dear compatriots!

Distinguished Members of Parliament and Members of the Government!

 

This year we are marking the 30th anniversary of our Independence - this is our most cherished treasure.


Thanks to the forward-looking policy of the First President, Kazakhstan has had notable success and became known all over the world.

 

In unity and harmony, we were able to build a new state: this is our greatest accomplishment.

 

We have strengthened the spirit of the nation by laying a solid foundation for development. We have become an influential member of the global community. Thanks to the stability in our society, we have embarked on the path of sustainable progress.

 

Together we are building a strong state. Sovereignty is not just an empty slogan and a loud word. It is important for us that every citizen should feel the fruits of independence - a peaceful life, social harmony, increased well-being of the people, and the confidence of young people in their future.

 

All our endeavours are aimed at this. Thanks to the unity and constructive labour of the people of Kazakhstan, we have successfully overcome all difficulties and trials.

 

Our country is on the verge of the fourth decade of independence. It is already clear that this period will not be easy. Therefore, we must be ready for any challenges and threats, to continuously improve and always move forward.

 

My current State of the Nation Address is dedicated to the following issues.

 

І. ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE POST-PANDEMIC PERIOD

 

Kazakhstan`s economy, the largest in Central Asia, is currently experiencing the effects of the pandemic. Nevertheless, despite the difficulties, we are consistently implementing our policies.

 

We adopted the National Development Plan 2025 and switched to a new system of state planning to determine the medium-term economic policy and systematise state initiatives. National projects will be approved.

 

The strategic goal is to ensure our leading role in Central Asia and strengthen our position in the global economy.

 

A new instrument - the Strategic Investment Agreement has been introduced to further attract direct investment.

 

Concrete actions have been taken to optimise the quasi-public sector. The merger of the Baiterek and KazAgro holdings has been completed. Portfolio companies have been cut by half, and their staff number by one and a half times. As a result, a new powerful development institution has been created.

 

The state provided large-scale and operational support to citizens and businesses during the pandemic.

 

The programme Economy of Simple Things has proven its effectiveness. As part of its implementation, more than 3,500 projects were launched, 70,000 jobs were created, goods and services were produced for 3.5 trillion tenge (over USD 8.2 billion).

 

Thanks to the Business Road Map programme, 66,000 projects received state support. This helped to create and maintain over 150,000 jobs.

 

The initiative for the early use of pension savings had a serious economic, but above all social effect. This measure has helped over a million of our fellow citizens to improve their housing conditions or reduce the mortgage burden.

 

Overall, there is a positive trend in the economic development of our country. Nevertheless, we must be frank that the situation is still difficult.

 

Therefore, I have decided to extend the term of the Economy of Simple Things and Business Roadmap programmes until 2022. The total amount of funds allocated for their financing will be at least one trillion tenge (over USD 2.3 billion).

 

Largely due to the low public debt and the presence of significant reserves, Kazakhstan is relatively successful in overcoming the consequences of the pandemic. This is our substantial competitive advantage, and it is important not to lose it.

 

However, recently there has been a tendency to increase the budget deficit and transfers from the National Fund to cover expenditure obligations. To follow such an "easy" path will not be possible all the time. The stock of financial stability is far from unlimited. Obviously, measures are needed to increase budget revenues. But first and foremost, we need control over the volume and efficiency of government spending.

 

To recover the assets of the National Fund, the implementation of fiscal rules should be accelerated. The corresponding legislative amendments should be adopted by the end of this year.

 

Overall, the country needs a set of rules for managing public finances: public debt, budget policy, the National Fund. I ask the Government and the National Bank to prepare a Concept for Public Finance Management by the end of the year.

Along with this, it is necessary to continue work on diversifying the economy, expanding the range of goods produced and the geography of exports.

 

At the end of 2020, for the first time in 10 years of industrialization, the contribution of the manufacturing industry to the development of the economy exceeded the share of the mining industry. The medium-term goal is to increase manufacturing exports by 1.5 times by 2025, to $24 billion, and labour productivity by 30%.

 

The law on industrial policy that is being drafted should focus on the challenges facing the manufacturing sector. One of them is the problem of access to raw materials. It is necessary to introduce a simple rule - the price of raw materials for the domestic industry must be affordable, and the volume must be sufficient. By the end of the year, the Government must find the best solution to this important task.

 

At the same time, it should be kept in mind that the resource potential of our country is not fully disclosed, the geological knowledge remains at a low level.

 

Investors` access to quality geological information needs to be increased. To achieve this, an effective National Geological Service should be created on the basis of disparate subordinate organizations. This organization should not become a monopolist that decides to whom and how to give access to the subsoil. Its role is to provide comprehensive service support to investors.

 

The subsoil use industry needs a new impetus, especially in terms of geological exploration and integrated subsoil study. The reforms initiated under the Plan of the Nation should be brought to practical completion - an open digital database of geological information should be created, and investors should have access to it. read more

 

 

 

5392

қазақша · русский · english
 
 
 

 

Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана


ЕДИНСТВО НАРОДА И СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ - ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ




Дорогие соотечественники!


Уважаемые депутаты Парламента и члены Правительства!

 

В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости - это наша самая высшая ценность.

 

Благодаря дальновидной политике Первого Президента - Елбасы Казахстан добился значительных успехов и стал известен во всем мире.

 

В единстве и согласии мы смогли построить новое государство - это наше главное достижение.

 

Мы укрепили дух нации, заложив прочный фундамент для развития. Стали влиятельным членом мирового сообщества. Благодаря стабильности в обществе вышли на путь устойчивого прогресса.

 

Мы вместе строим сильное государство. Суверенитет - это не пустые лозунги и громкие слова. Для нас важно, чтобы каждый гражданин ощущал плоды Независимости, главные из которых мирная жизнь, общественное согласие, повышение благосостояния народа, уверенность молодежи в будущем.

 

На это нацелены все наши начинания. Благодаря единству и созидательному труду казахстанцев мы успешно преодолеваем все трудности и испытания.

 

Наша страна находится на пороге четвертого десятилетия Независимости. Уже сейчас очевидно, что это время будет нелегким. Поэтому мы должны быть готовы к любым вызовам и угрозам, непрерывно совершенствоваться и всегда двигаться вперед.

 

Мое нынешнее Послание народу Казахстана посвящено следующим вопросам.

 

І. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД


Крупнейшая в Центральной Азии экономика Казахстана сейчас переживает последствия пандемии. Тем не менее, несмотря на трудности, мы последовательно реализуем свой курс.

 

В целях определения среднесрочной экономической политики и систематизации государственных инициатив мы приняли Национальный план развития до 2025 года и перешли к новой системе государственного планирования. Будут утверждены национальные проекты.

 

Наша стратегическая цель - усилить лидирующую роль в Центральной Азии и укрепить свои позиции в мировой экономике.

 

Для дальнейшего привлечения прямых инвестиций внедрен новый инструмент - Стратегическое инвестиционное соглашение.

 

Приняты конкретные меры для оптимизации квазигосударственного сектора. Завершено объединение холдингов «Байтерек» и «КазАгро». В два раза сокращены портфельные компании, в полтора раза - их штатная численность. В результате создан новый мощный институт развития.

 

В условиях пандемии государство оказало масштабную и оперативную поддержку гражданам и бизнесу.

 

Доказала свою эффективность программа «Экономика простых вещей». В рамках ее реализации запущено более 3,5 тысячи проектов, создано 70 тысяч рабочих мест, произведено товаров и услуг на 3,5 трлн тенге.

 

Благодаря программе «Дорожная карта бизнеса» государственную поддержку получили 66 тысяч проектов. Это помогло создать и сохранить более 150 тысяч рабочих мест.

 

Серьезный экономический, но прежде всего социальный эффект оказала инициатива по досрочному использованию пенсионных накоплений. Эта мера помогла более миллиону наших сограждан улучшить свои жилищные условия или снизить ипотечное бремя.

 

В целом в экономическом развитии нашей страны наблюдается положительная динамика. Тем не менее нужно открыто сказать, что ситуация все еще остается непростой.

 

Поэтому я принял решение продлить на 2022 год срок действия программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса». Общий объем средств, выделенных на их финансирование, составит не менее одного триллиона тенге.

 

Во многом благодаря низкому госдолгу и наличию значительных резервов Казахстан сравнительно успешно преодолевает последствия пандемии. Это наше серьезное конкурентное преимущество, важно его не растерять.

 

Однако в последнее время проявилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличиваются дефицит бюджета и трансферты из Национального фонда. Все время идти по такому «легкому» пути не получится. Запас финансовой устойчивости далеко не безграничен. Очевидно, что необходимы меры по увеличению доходов бюджета. Но в первую очередь нужен контроль за объемами и эффективностью государственных расходов.

 

Для восстановления активов Национального фонда следует ускорить внедрение бюджетного правила. Соответствующие законодательные поправки должны быть приняты до конца нынешнего года.

 

В целом стране необходим свод правил по управлению государственными финансами: госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом. Прошу Правительство и Национальный банк до конца года подготовить Концепцию управления государственными финансами.

 

Наряду с этим нужно продолжать работу по диверсификации экономики, расширению номенклатуры производимых товаров и географии экспорта.

 

По итогам 2020 года, впервые за 10 лет индустриализации, вклад обрабатывающей промышленности в развитие экономики превысил долю горнодобывающей отрасли. Среднесрочная цель - к 2025 году увеличить экспорт обрабатывающей промышленности в 1,5 раза, до 24 млрд долларов, а производительность труда - на 30%.

 

Разрабатываемый закон «О промышленной политике» должен дать ответы на вопросы, стоящие перед обрабатывающим сектором. Один из них - проблема доступа к сырью. Требуется внедрить простое правило - цена сырьевых товаров для отечественной промышленности должна быть доступной, а объем - достаточным. До конца года Правительство должно найти оптимальный вариант решения этой важной задачи.

 

При этом нужно иметь в виду, что ресурсный потенциал нашей страны полностью не раскрыт, геологическая изученность остается на низком уровне.

 

Необходимо расширять доступ инвесторов к качественной геологической информации. Для этого на базе разрозненных подведомственных организаций следует создать эффективную Национальную геологическую службу. Данная организация не должна стать монополистом, который решает, кого и как допустить к недрам. Ее роль заключается в оказании комплексной сервисной поддержки инвесторам.

 

Отрасль недропользования нуждается в новом импульсе, особенно в части геологоразведки и комплексного изучения недр. Реформы, начатые в рамках Плана нации, следует довести до практического завершения - создать открытую цифровую базу данных геологической информации, обеспечить к ней доступ инвесторов.

 

Недра - это национальное достояние. Решения о доступе к ним путем кулуарных обсуждений в тиши кабинетов должны быть поставлены вне закона. Соответствующие органы обеспечат контроль по данному вопросу.

 

Далее. Чрезмерное присутствие государства в экономике серьезно сдерживает ее рост и конкурентоспособность, приводит к коррупции и незаконному лоббированию. Госпредприятия по-прежнему доминируют во многих секторах, пользуются монопольными льготами.

 

Мы начали решать данные проблемы. Так, в Концепции государственного управления предусмотрены меры по сокращению квазигосударственного сектора, повышению его эффективности, прозрачности и подотчетности. Высшим советом по реформам одобрен новый план приватизации. Теперь нужен строгий контроль.

 

Но есть и другие вопросы. В частности, почему отдельные национальные компании и госпредприятия работают в убыток, а их первые руководители не несут ответственности за это? Правительству предстоит решить данную проблему.

 

Мы также столкнулись с неконтролируемым ростом инфляции. Нацбанк, Правительство оказались бессильными перед ней, сославшись на мировые тенденции. Подобного рода отговорки высвечивают уязвимость национальной экономики. Возникает еще один вопрос: в чем тогда состоит роль наших профессиональных экономистов?

 

Главная задача Национального банка и Правительства - это возвращение инфляции в коридор 4-6%.  Подробнее...

11619