қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
05.03.2018

Акбота Аутаева: Они такие же, как мы, но более ответственные

 



Разговор с председателем экспертной комиссии по разработке учебников для детей с особыми образовательными потребностями, заведующей кафедрой специального образования Казахского национального педагогического университета им. Абая Акботой АУТАЕВОЙ вышел далеко за границы обозначенной темы - экспертизы учебно-методических пособий. И это вполне объяснимо: более тридцати лет выпускница Ленинградского педагогического института им. А. Герцена занимается вопросами специального образования и считает, что их необходимо решать комплексно.


- Акбота Нурсултановна, глядя на людей, находящихся в аудитории, что-то обсуждающих между собой, делающих распечатки, рассматривающих изображения на мониторе компьютера, листающих книги, сразу и не поймешь, чем они занимаются, что их объединяет?

 

- Это специалисты, входящие в рабочую группу по экспертизе макетов учебников для школьников с особыми образовательными потребностями. Их задача - дать заключение. Экспертиза - весьма сложный, кропотливый процесс. Наша комиссия из 8 человек рассматривает 80 наименований учебников: это казахский и русский языки, обучение грамоте, математика, естествознание, ручной труд и другие пособия. Если в процессе работы у экспертов возникают предложения и замечания, они сразу связываются с авторами, которые дорабатывают, меняют, дополняют темы и возвращают исправленные материалы.

 

Итоги подводим ежедневно. 7 марта состоится республиканская комиссия. На ее заседании мы отчитаемся о проделанной работе. Все документально оформленные материалы с замечаниями и предложениями мы передадим в республиканский научно-практический центр «Учебник» при Министерстве образования и науки. Мы можем рекомендовать учебник к изданию или отклонить его ввиду несоответствия требуемым стандартам и критериям.

 

Еще одна немаловажная деталь: теперь учебники, прежде чем увидеть свет, выставляются на портале для того, чтобы их могли увидеть все, кто в этом заинтересован, кого это касается.

 

- А кто готовил учебники для этой категории школьников, как они рождались?

 

- Готовили их авторские коллективы. По нынешним правилам в них обязательно входят теоретики, методисты и практики: тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги. Это специалисты, знающие все нюансы, связанные с потребностями невидящих, глухих и имеющих особенности интеллектуального развития детей. При разработке учебников для слабослышащих детей акцентируется внимание на развитие речи, мыслительных способностей. Мы работаем над всеми операционными системами мышления, в учебнике все направлено на это. Еще материалы в нем должны даваться на слух. Ребенка ориентируют на то, чтобы он воспринимал слово, фразу, предложение. При обучении педагоги прилагают максимум усилий для того, чтобы ребенок начал говорить. Его учат воспринимать речь, а если он ее понимает, то он будет правильно реагировать и сам будет стараться говорить. На уроке создается ситуация, когда он слушает учителя, ученика и маленького учителя - его назначают на каждом уроке из числа школьников, чтобы у них повышалась самооценка, возникали новые связи и отношения. Цель наших учебников - использовать сохранные анализаторы и включить компенсаторные возможности ребенка. Это очень индивидуально, у каждого свои особенности восприятия окружающего мира.

 

- Так совпало, что сегодня утром перед встречей с вами я получила урок от пятилетней внучки. Мы ехали с ней в лифте, и она спросила: «А ты знаешь, для чего на кнопках, обозначающих номер этажа, выпуклые точки?» У нас недавно установили новый лифт, и я не замечала этой детали и, признаться, была не просвещена в этом вопросе. Ребенок же объяснил мне, что это для тех, кто не видит.

 

- Да, это шрифт Брайля. Слепые люди считывают информацию кончиками пальцев. У таких детей развиты тактильные ощущения, поэтому для них изображения и тексты на страницах учебников делаются объемными, рельефными, выпуклыми.

 

- Много ли времени уходит на создание такого учебника?

 

- Раньше на разработку, анализ и апробацию учебника уходило 4 года. В конце каждого учебника были пустые страницы, где учителя, школьники и родители могли написать замечания, и издатели прислушивались к их мнению. К примеру, ученику не очень понятно какое-то задание, подача материала, об этом можно сообщить, и будет учтено в дальнейшем. Сейчас школы остро нуждаются в учебниках, и наша задача качественно и оперативно восполнить этот дефицит.

 

- В чем принципиальное отличие новых учебников от предыдущих?

 

- Изменились типовые планы, программы и стандарты, соответственно, нужны другие учебники. Обновленное содержание касается всех детей, может быть, не в таком объеме, но мы стараемся привнести все самые лучшие разработки. Раньше мы закупали учебники в России, поэтому в них присутствовал российский региональный компонент. Теперь наши школьники получат учебники с казахстанским контентом и с учетом обновленного содержания образования.

 

- Хотелось бы узнать: в реальной жизни находят ли себя ваши ученики, удается ли им интегрироваться в общество?

 

- В вузе я занимаюсь подготовкой сурдопедагогов. Мои выпускники работают в Канаде, Греции, Германии, Израиле и говорят, что они получили у нас хорошую базу и востребованы. У нас есть опыт обучения студентов с нарушениями слуха. Мы выпустили две группы слабослышащих. В одном выпуске было три, в другом - четыре человека. У них способности такие же, как и у слышащих людей. Только им нужны поддержка, помощь, консультация, индивидуальный подход. Иногда требуется переводчик и то не всегда. У них жестомимическая речь. Собеседника они понимают, считывая слова с губ. Обычно они работают в обществе глухих, в коррекционных школах и коммерческих организациях, которые они сами создали. У меня была дипломница с приобретенной глухотой. Так она вышла замуж за человека с такой же проблемой. У них родилось 2 слышащих детей, которые сегодня им помогают. Когда моей студентке нужно было проконсультироваться по дипломному проекту, звонили ее дети и говорили, какая их маме требуется помощь. Я объясняла, как нужно сформулировать то или иное задание. Они большая умница, очень контактная. Ей удалось социализироваться. Знаю, что она работала в школе для неслышащих детей, вела культмассовую и воспитательную работу. Такие специалисты лучше понимают проблемы детей. Ведь если ты в этой шкуре не побывал, ты смотришь на все со стороны и тебе сложно что-то рекомендовать и советовать. В этом смысле бесценную информацию нам оставила ученый-дефектолог Ольга Скороходова. Она работала в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР и была единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха она создала ряд научных работ, затрагивающих проблемы развития, воспитания и обучения слепоглухих детей. К примеру, она описывала, как, находясь в самолете, понимала, что по салону движется именно стюардесса. Она чувствовала это кожей, ощущая дуновение ветерка и соприкосновение ее обуви с ковровым покрытием. При этом ковер - это изоляционный материал. Когда мы корректируем детей, то с их помощью делаем звукоизоляцию. Поэтому можно представить, насколько обострены у этих людей другие анализаторы: тактильные, обонятельные, вкусовые, мышечные.

 

- На практике, не смотря на предоставление льгот работодателям, они не спешат их трудоустраивать...

 

- И зря. Эти люди очень серьезно относятся к жизни. И если их приглашают на работу, то они всегда взвешивают все «за» и «против», боятся подвести, не оправдать надежд. К ним надо относиться как ко всем другим, не надо их отделять от общества. Недавно я была в Германии, где есть хороший опыт включения в образовательный процесс детей с интеллектуальными нарушениями, они у них учатся в обычных школах. Мы тоже хотели бы посадить за парты интеллектуальников рядом с обычными ребятами. Но есть непонимание со стороны их родителей, они не готовы принять этих детей. Каждый человек зациклен на своих проблемах, полагая, что это его не касается. Надо понять, что эти дети такие же, как мы. Помогите такому ребенку в сложной ситуации, подержите вниманием, улыбкой, просто повернитесь к нему, и вы увидите, как озарится его лицо. Мои студенты рассказали как-то, что, обратившись за услугой к глухому сапожнику, общались с ним жестами. Он, обрадовавшись, подробно обсудил с ними технологию ремонта и сделал его настолько качественно, что теперь они при необходимости ходят только к нему.

 

Этим людям непросто адаптироваться в обществе, поэтому, когда вы видите в поезде глухонемых, предлагающих ручки и сувениры, относитесь к этому терпимо. Значит, для него это единственная возможность заработать, быть полезным. Если вы покупаете у него эту ручку, он так радуется. Нельзя их отвергать, они не хуже нас, такими их создала природа. Поэтому хочу сказать всем работодателям: принимайте их на работу, дайте им возможность реализовать себя, раскрыться. Как специалист скажу: это самые надежные и ответственные работники.

 

 

05.03.2018 г.

Источник: bilimdinews.kz