Главная /
СМИ о нас
05.03.2018 Гендерный аспект науки
Современные глобальные изменения, приведшие к «экономике знаний» ставят перед казахстанским обществом совершенно новые задачи. Поэтому Президент Н.А.Назарбаев в нынешнем Послании народу Казахстана, основным мессиджем которого стал поиск возможностей развития в условиях четвертой промышленной революции, отмечает: «К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом».
В связи с этим перед нами в этом сложном мире интенсивных изменений стоит ответственная задача - формирование модернизированного общества, основанного на главенстве знаний, общественного согласия и толерантности - от успешного решения которого зависит будущее благополучие страны. Университет - как учреждение, олицетворяющее в себе образование и науку, как социальный институт, обеспечивающий социализацию личности, безусловно, играет важную роль в развитии общества в сторону экономики знаний. С момента своего возникновения университеты выполняли миссию «преобразования мира». Университет, как институция, практически всегда был занят формированием нового поколения образованных людей, как социальная машина обеспечивала производство будущего, формирование интеллектуального капитала общества.
Из обозначенных Елбасы в Послании 10-и основных задач, для нас, как исторически первого университета казахской земли и единственного педагогического университета, имеющего статус национального вуза, является седьмая задача с общим названием «Новое качество человеческого капитала». Никому не секрет, что качество людских ресурсов напрямую зависит от системы образования, где решающая роль отводится педагогу - воспитателю, учителю, преподавателю, ментору, коучу...
В широком смысле человеческий капитал - это долгосрочные вложения, инвестиции (капитала) в человека, выражающиеся затратами на здравоохранение, образование и науку, профессиональную подготовку, семейно-брачные отношения и пр. Мы знаем, что человеческие ресурсы смогут стать залогом успешного будущего и сильной экономики только при эффективном, правильном подходе к сфере образования и науки.
Образование, наука и гендерное равенство являются неотъемлемыми элементами Повестки дня ООН по устойчивому развитию человечества до 2030 года. Фактор пола в сфере науки и образования - не праздный вопрос, а актуальная проблема. Например, можно поинтересоваться «почему среди всех лауреатов в области физики, химии и медицины в истории Нобелевских премий только 17 прославившихся женщин против более 570 мужчин?» Мы знаем, что еще чуть больше 30-и женщин удостаивались этой награды в области литературы, экономики и поддержания мира на Земле.
Гендерный дисбаланс в мировой науке является состоявшимся фактом. По последним доступным данным, несмотря на то, что женщины в глобальном масштабе решительно движутся вперед к получению высшего образования (на них приходится более половины выпускников университетов), женщины составляют менее одной трети исследователей в мире; к тому же из-за системной дискриминации женщины занимают менее 30% должностей в сфере научно-исследовательской работы по всему миру; в академическом сообществе заметно преобладание мужчин на руководящих должностях; во всем мире преобладает гендерный разрыв в таких областях науки, как технологии, инженерное дело, информационные системы, математика и т.д.
Без женщин и их интеллектуального капитала страна не сможет уйти вперед по уровню экономического развития.
Разрыв между мужчинами и женщинами в науке обусловлен многими причинами - от экономического развития до дискриминации, от предрассудков в отношении женского пола до культурных аспектов. «Для девочки важнее дом, замужество, семья», «девочки должны быть послушны...». «девочкам не стоит увлекаться науками, чтобы не остаться одинокой синечулочницей».... и прочие до боли знакомые стандартные стереотипы мешают женщине пробовать себя в науке, в особенности в естественных науках, впоследствии конструируя гендерный аспект науки. Но все прагматичные нации давно поняли, что из-за стереотипов нельзя терять женские умы, что ничего не мешает девушке быть женой, матерью и при этом ученым, если государство обеспечивает условия для совмещения родительства и занятия наукой. Без женщин и их интеллектуального капитала страна не сможет уйти вперед по уровню экономического развития. Поэтому, думаю, было бы прагматичнее сейчас ставить вопрос не о причинах сохраняющегося неравного представительства женщин и мужчин в науке или в списках награжденных, а об успехах, об опытах лидерства женщин в науке и в наукоемкой отраслях, о положительном образе самодостаточной женщины-исследователя.
Для того чтобы достичь полного и равного доступа женщин и девочек к науке, 22 декабря 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 70/212, провозгласившую 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке. Эта памятная дата как напоминание глобальному сообществу об определенной существующей проблеме и необходимости обращения внимания к ней. В этот день ООН призывает все государства мира, всех людей и организации способствовать равному участию мужчин и женщин в образовании, в науке и других областях, связанных с развитием передовых научных знаний. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сказал об этом так: «Нам необходимо поощрять девочек и женщин к полному раскрытию своего потенциала в качестве научных исследователей и новаторов и поддерживать их в этом».
Из аналитических исследований известно, что американское общество запретив себе стереотипные высказывания и поступки в отношении способностей женщин, через некоторое время получили за счет активности дам резкий рост патентов. В США с 1990 по 2010 г. доля патентов, зарегистрированных женщинами, увеличилась в два раза. Женщин там допустили в инновационные и высокотехнологичные сферы не только в кадрах голливудских фильмов, не только формально для политкорректности, но и реально. Такая же ситуация прослеживается в Европе.
Американское общество запретив себе стереотипные высказывания и поступки в отношении способностей женщин, через некоторое время получили за счет активности дам резкий рост патентов.
Республика Казахстан уделяет повышенное внимание достижению гендерного равенства и расширения возможностей женщин по всему спектру ключевых вопросов повестки дня ООН. Обеспечить женщин равными наряду с мужчинами возможностями - один из важных пунктов долгосрочной Стратегии развития «Казахстан-2050». В Республике Казахстан создана институциональная основа в сфере гендерного равенства. В стране действуют два гендерно-ориентированных закона РК - «О профилактике бытового насилия» и «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». С 2016 года успешно реализуется Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом Президента РК.
В своем выступлении на крупнейшем саммите деловых женщин Казахстана и Турции, проходившем 15-16 февраля этого года Государственный секретарь Гульшара Абдыкаликова подчеркнула, что в Казахстане проводится государственная политика, направленная на расширение возможностей женщин.
Сегодня среди политических госслужащих 10,1% (43 чел.) - женщины. 43% всех субъектов малого и среднего бизнеса возглавляют представительницы прекрасной половины человечества, которые обеспечивают 31% (964 тыс.) рабочих мест. Казахстан занял 30-е место по показателю «экономическое участие и возможности женщин» в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
В Казахстане, согласно Национальному докладу по науке РК за 2017, научные исследования и разработки по состоянию на 2016 выполняли 9 282 женщины. За последние 10 лет среди казахстанцев почти вдвое выросло число кандидатов и докторов наук. Среди кандидатов наук женщин почти 52%, а среди докторов наук - 38,2%. Из указанного выше количества женщин-ученых: доктора по профилю -206, доктора философии (PhD) - 243, доктора наук - 595. Больше всего среди женщин кандидатов наук - 2579 и магистров - 2 345. По статистике при поступлении в вуз среди получивших государственные образовательные гранты девушек почти вдвое больше (63%), чем молодых людей (37%).
КазНПУ им. Абая является интеллектуальной корпорацией с научно-инновационной инфраструктурой, состоящей из 7 учебных институтов, Научно-инновационного парка, состоящего из 8 научных центров и лаборатории в области образования, гуманитарных и естественных наук, а также Отдела коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности. Успешная реализация намеченных целей в сфере науки поддерживается ресурсом высококвалифицированного состава из числа 758 преподавателей-ученых КазНПУ имени Абая, в том числе 15 академиков НАН РК (5 - женщин), 136 доктора наук, профессора (80 - женщин); 311 кандидатов наук, доцентов (206 - женщин); в том числе 35 докторов философии (26 -женщин), 152 (115 - женщин) магистров. Как видно из этих данных, в Казахском национальном университете имени Абая женщины-ученые преобладают и достойно представлены во всех категориях профессорско-преподавательского научного состава.
В нашем университете работают 1 женщина-академик (доктор гоеграфических наук, профессор А.С.Бейсенова), 3 член-корреспондента (доктор педагогических наук, профессор А.Е. Абылкасымова; доктор педагогических наук, профессор Ф.Ш. Оразбаева; доктор философских наук, профессор А.Т. Кулсариева) и 1 почетный член-корреспондент (доктор психологических наук, профессор Ж.И. Намазбаева) Национальной академии наук Республики Казахстан.
Среди вузов республики КазНПУ имени Абая в первых рядах по количеству женщин - действительных членов НАН РК. Мы гордимся этим и в дальнейшем будем наращивать научный потенциал и авторитет для обеспечения преемственности поколений женщин-ученых.
Автор: Актолкын Кулсариева 05.03.2018 г. Источник: bilimdinews.kz
|