қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
28.03.2018

Важный приоритет - высшее образование

 



По итогам 2017 года в рейтинге лучших университетов мира QS были отмечены восемь казахстанских вузов


Среди Пяти социальных инициатив Президента внимание к проблемам в сфере высшего образования является одним из базовых с точки зрения развития человеческого капитала. Глава государства четко выделил задачу увеличения числа государственных грантов для получения высшего образования. Планируется, что в 2018/19 учебном году дополнительно будет выделено 20 тысяч грантов. Напомню, что ежегодно выделяется 54 тысячи грантов.


На сегодняшний день в Казахстане общее число обучающихся студентов составляет более полумиллиона молодых людей (530 тысяч), практически треть из которых обучается за счет государственных грантов (159 тысяч).


Как отметила эксперт, в свою очередь эта задача актуализирует и требует решения ряда системных вопросов в системе образования в целом. На сегодняшний день высшее и послевузовское образование в Казахстане динамично развиваются.


По итогам 2017 года в рейтинге лучших университетов мира QS были отмечены восемь казахстанских вузов (КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, КазНТУ им. К. И. Сатпаева, КазНПУ им. Абая, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. О. Ауэзова, КБТУ, КарГУ им. Е. А. Букетова и Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана).


Стоит отметить, что в рамках развития высшего и послевузовского образования в 2018 году МОН РК планирует продолжить работу по расширению академической и управленческой самостоятельности вузов; проведению независимого рейтинга образовательных программ вузов и составлению реестра лучших образовательных программ; организации и проведению образовательных выставок в зарубежных странах; проработку вопросов по открытию представительств Центра международных программ в Китае, Индии, Узбекистане и Туркменистане; по привлечению иностранных студентов за счет реализации двудипломного образования; реализации образовательных программ на английском языке; проработку вопросов по открытию новых университетов по IТ, педагогическому, медицинскому, техническому направлениям; разработку 10 новых программ на английском языке.


Уже сейчас в формате 50-20-30 в рамках реализации трехъязычного образования половина учебных дисциплин преподается на языке обучения (казахский или русский), на втором языке (русский или казахский соответственно) - 20%, на английском языке - 30%. В 76 вузах созданы 2,5 тыс. специальных групп, в которых 30 тыс. студентов проходят обучение на трех языках. Также совместно с 51 зарубежным вузом ведется обучение по двудипломным образовательным программам.


Внедрены 10 образовательных программ на английском языке. Прорабатывается вопрос расширения академической и финансовой самостоятельности вузов. По словам профессора, показатель охвата населения высшим образованием является одним из индикаторов востребованности высшего образования в стране. Этот показатель представляет собой соотношение числа студентов, обучающихся в вузах, к общему числу молодежи в возрасте 18-22 лет. В 2017 году этот показатель составил 51,14%.


Доступность высшего образования в числе прочего определяется его стоимостью. В мире существуют различные модели, связанные с финансированием высшего образования. В отдельных странах предусмотрено бесплатное высшее образование. В Казахстане действует, условно, смешанная модель, когда студент имеет возможность получить высшее образование за счет государственного гранта либо на коммерческой основе. Министерство образования и науки РК ежегодно рекомендует среднюю стоимость образовательных услуг для вузов. Как правило, стоимость обучения студентов каждый год увеличивается примерно на 10-15%. При этом сами высшие учебные заведения определяют свои размеры оплаты за обучение.

 

По данным Ассоциации вузов Казахстана, в прошлом учебном году стоимость обучения колебалась в пределах от 150 тысяч до 2 млн тенге.


Предложенная Главой государства инициатива по улучшению качества и доступности высшего образования позволит стимулировать позитивные подвижки в системе казахстанского образования. Одним из ключевых индикаторов развития человеческого капитала выступает качество и доступность образования.

 

По итогам 2017 года в рейтинге «Индекс человеческого развития» Казахстан занимает 56-е место из 188 государств, расположившись в списке стран с высоким уровнем человеческого развития. Стремление Казахстана войти в число 30 наиболее конкурентоспособных стран априори связано с качеством и доступностью образования. Именно этот приоритет всегда отражен в ключевых программных документах: Обращение Главы государства народу Казахстана «Пять социальных инициатив Президента», Послание Президента народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции», программная статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».


Автор: Ляззат НУРКАТОВА,

руководитель отдела социально-экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент НАН РК

28.03.2018 г.

Источник: liter.kz