қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
12.04.2018

Конституция юных сердец

 


 

Начало года в Конституционном Совете ознаменовано рядом новых проектов, среди которых - объявление конкурса эссе среди старшеклассников и студентов неюридического профиля на тему «Верховенство Конституции и конституционный патриотизм». Об этом и другом рассказывает Zakon.kz заместитель заведующего отделом правового обеспечения и международного сотрудничества Аппарата КС РК, член конкурсной комиссии, к.ю.н., МВА Гульнара Байгелди.

 

Общенациональная программа, инициированная главой государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» находит свое отражение в плане Конституционного Совета. Очевидно, что тема для студентов-юристов была бы тривиальной, не новой. Задачей было охватить молодежь, неискушенную в государствоведении, и приобщить их в том числе, к осмыслению своей роли уже в недалеком будущем своей страны.


В этом решении - мудрое намерение побудить молодое поколение казахстанцев мыслить не только критически, но конструктивно; дать ощутить им свою сопричастность к истории своей страны; примерить на себя личную ответственность тяжелого бремени управления государством и создания условий для благополучия соотечественников; сформировать в молодых казахстанцах потребность созидать на своей земле.

 

Не секрет, что новое поколение выросло в условиях абсолютной рыночной стихии, обусловленной меритократией, где каждому - по способностям, с осознанием жесткой конкуренции в их будущем и потому важностью понимания своих прав по рождению, свобод, адекватно ограниченных ответственностью, и обязанностей, формирующих нравственные и правовые понимания можно и нельзя, должного, запретного и долга.

 

Инициатива председателя Конституционного Совета К. Мами с воодушевлением была поддержана руководством Фонда Первого Президента - Елбасы (ФФП), министром образования и науки Е. Сагадиевым, а также основателем популярного информационного сайта Zakon.kz С. Киселевым.


Под личным патронажем главы Конституционного Совета были определены критерии эссе, сформирован состав жюри, который возглавил член Конституционного Совета, д.ю.н., профессор В. Малиновский. В жюри вошли заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента - Елбасы И. Рогов, член Конституционного Совета, д.ю.н. У. Шапак, вице-министр образования и науки А. Айтмагамбетов, декан юридического факультета Евразийского национального университета им. Л. Гумилева С. Амандыкова, заместитель председателя правления - директор Академии фундаментальных и прикладных наук им. С. Зиманова М. Дауленов, ректор Академии правосудия при Верховном суде Т. Каудыров, основатель Сетевого издания Zakon.kz С. Киселев. Также быть членом высокого жюри выпала честь и автору.

 

Языками конкурса были объявлены казахский и русский. В каждом конкурсе для школьников и студентов были предусмотрены по пять отдельных номинаций, в рамках которых присваиваются первое, второе и третье призовые места. Согласно утвержденному положению о конкурсе, победителям предусмотрено вручение дипломов и ценных подарков, а всем участникам конкурса - сертификатов о принятии участия. И закипела работа, к которой был подключен Аппарат Конституционного Совета.

 

В течение месяца работы юных авторов стекались в Конституционный Совет. Членам жюри предстояла кропотливая работа по рецензированию закодированных эссе, в целях беспристрастности и объективности их оценки, и подведение итогов конкурса - избрание призеров. Предвкушение «услышать» действительно живые мысли еще не конформных молодых умов, убеждена, было у всех.

 

Прочтение некоторых работ оставляло, без патоки, неизгладимое впечатление, порожденное честностью и искренним намерением внести свою лепту во всеобщее благополучие в «неотполированных» рассуждениях, - стройные устремления в нестройных фразах, а не наоборот. Во внутреннем монологе своих размышлений они закладывали свои корни - своего будущего. Отдельные работы были глубокими и воодушевляющими. Не могла не радовать проявленная сопричастность к делам страны в противовес потребительской философии и укореняющейся в обществах всего цивилизованного мира - социальной эмиграции, т.е. ухода в себя, самоустранения, в большей степени, среди молодежи.

 

Отрадно было отметить понимание юными авторами, что не текст и дух Основного Закона повинны в вопросах встречающегося подчас беззакония, а вопрос лишь в неследовании им. Законопослушание - одно из ключевых условий успеха страны и неизменная добродетель в культуре процветающих народов. Аксиома «Закон равен для всех» - всегда незыблема и объективна. А субъективность присуща лишь субъектам, то есть нам. Лишь человеческий фактор, недостаточный пока уровень правовой культуры ввиду недопонимания, что законопослушание спасительно для каждого отдельно и для государства в целом, искажает понимание роли закона, уценяя, а порой, обесценивая ее.

 

Рождается человек и до последнего своего дня он обладает всей полнотой прав, свобод и обязанностей. Но, к примеру, отличие прав от обязанностей состоит в том, что права имеют более длительный срок по сравнению с обязанностями. Человек опосредованно вступает в свои права еще до своего рождения, материнство находится под защитой государства, и еще находящемуся в утробе плоду создаются условия для комфортного пребывания в период до его рождения через предоставление ряда льгот и пособий вынашивающей матери, а также с трех месяцев беременности, при предоставлении жилой площади, принимается во внимание этот факт.

 

Когда же все юридические обязанности с человека сняты по причине отсутствия его уже среди живых, право на исполнение завещания - его последней воли или право наследования в отсутствие завещания - все еще «субъекта правоотношений», имеют полную юридическую силу. Де-факто человека нет, а де-юре влияние его воли, как право - есть.

 

В течение же каждого момента своей жизни дня и ночи человек вступает в десятки правоотношений, реализуя права и неся обязанности. И потому интеллектуальный коэффициент юного гражданина должен подразумевать не только кругозор и эрудицию, но и правовую осведомленность.

 

В нескольких эссе юные авторы искренне признавались, что темы сначала их не захватили, но, поразмыслив, они осознавали, что им есть что сказать, и, главное, они понимали, что будут услышаны. Ну, не достойно ли это искреннего внимания и вдумчивого прочтения?

 

Приведу некоторые из откровений, сохраняя подлинное изложение: «Наш Президент сделал невозможное возможным. Конечно у многих рождается вопрос что и в других странах есть такие лидеры которые не плохо справляются с должностью президента. Но ...Казахстан - многонациональное государство. И сплотить разные культуры и веры в одной стране смог только - Нурсултан Абишевич Назарбаев. ...возникает вопрос как ему это удалось, и удается по сей день? Как же возможно без всякого насилия управлять людьми, что бы их все устраивало? Ведь невозможно же что бы одного человека слушала целая страна. Что ж я постараюсь ответить на эти вопросы. ... Что бы предотвратить любое разногласие, нужна общественная норма или правило, иными словами - Закон... защищает нас от не справедливости и от не правильных поступков. Могу с гордостью заявить, что в нашей стране есть - свобода! Эта свобода отражается в том, что мы сами выбираем себе путь (КазНПУ им.Абая Изтлеуова М.А..). Ученица школы № 24 Кажыбекова Б. разделяет в своей работе убеждение, что: «Вера в Конституцию - вера в будущее».

 

Были и, так скажем, «рекомендации» законодателю: «Какова же моя Конституция? Знаете, если бы я могла корректировать Конституцию, я бы убрала множество заумных слов, ведь понимание в простоте. Важно, чтобы люди не только видели указы, а именно понимали истину.... Ведь при её (Конституции) помощи люди опираются и сдерживаются, остаются гуманными и не совершают ужасных дел. Она сдерживает зло...» (Школа-лицей № 1 Адилова А.А). «В ходе этого конкурса мое уважение к Основному закону выросло еще больше. Хотелось бы, чтобы в будущем таких мероприятий стало больше».

 

Интересен тот факт, что в конкурсе принимал участие и молодой летчик-истребитель Ахметов Н.Б. Военного института сил воздушной обороны им. Т. Бегельдинова. В своей работе на тему: «Конституционный патриотизм и воинский долг» он написал: «Горжусь страной, ее батырами. Открывая начальную страницу Основного Закона страны, особо вчитываешься в бесценный смысл строк: «Мы, народ Казахстана...». Сразу охватывает тебя гордость за страну великой степи, где пронизана вся глубина исторической преемственности поколений Казахского народа. Конституционный патриотизм и казахстанский, воинский патриотизм имеет на мой взгляд одинаковый смысл. Как будущий офицер казахстанской Армии, горжусь, что я защитник своей страны, защитник ценностей, прописанных в Конституции. Почему я связываю Конституцию с патриотизмом вообще? Президент Республики Казахстан - Елбасы гарант Конституции Н. А. Назарбаев не только Президент моей страны, но и мой Отец-командир, мой Верховный Главнокомандующий! Поэтому я единожды присягал своей стране, своему народу, своему Президенту...Все приказы Верховного Главнокомандующего - закон... В этом и состоит проявление конституционного патриотизма в целом! Именно патриотизм, верность воинскому долгу становится вершиной продолжения и семейных традиций - ...носить Казахстан в своем сердце. Соблюдение свода правил поведения, законов сплачивало воедино казахское общество...в единый народ, создавало ту обстановку социального согласия, которая и сегодня остро необходима нашему обществу. Народ, имеющий великую историю, возродив свою историческую память, национальный дух и патриотизм, начнет свое восхождение к величию. Девиз боевого состязания в Вооруженных силах в текущем году - «Ұлы дала әскері - мәңгілік ел тірегі. Призываю всех жить достойно, соблюдать Конституцию государства, священно служить народу, Президенту, вносить свой вклад в дело процветания независимого Казахстана!».

 

Были в работах и такие вопросы: «Как Конституция влияет на мою жизнь? ...Какое место она занимает в моей жизни? Имеет ли право Конституция занимать какое-либо место в моей жизни? Далее автор - ученик КГУ школы-лицея № 60 г. Астаны Нарембеков Т. Е., сохраняя интригу в легкой псевдоциничной манере, умилял, удерживая внимание: «...Если вы все ещё читаете моё эссе, то предлагаю вам рассмотреть ситуацию с супермаркетом, для того чтобы лучше понять мою позицию относительно конституции. ...выгоняя меня (во время дождя), охранник нарушил моё право на свободу, ибо я не ...проносил с собой оружия, не мусорил, не матерился, не курил и уж тем более не пил (Мам, пап, привет, это правда). ... Итак всё очевидно. Так за что же со мной так "справедливо" обошлись? Комплекс власти? Неудовлетворенность в личной жизни? Стресс? Недовольство своей жизнью? Как по мне, то не стоит всю ответственность вешать на него, потому что кто виноват, что ему не объяснили, как быть в подобных ситуациях. Но и оправдывать нельзя, так как речь идёт о людях. Именно за такие умозаключения я и чту конституцию, а также за то, что она даёт мне выбор и шанс выделиться из всей массы, не подозревающих о существовании их прав. Особенно за то, что она защищает меня... И, конечно же за то, что она заставляет меня думать наперёд о своих действиях, ибо никто не признает нарушение твоих прав, если ты сам нарушаешь чужие....Безусловно конституция должна влиять, влияет и будет влиять на меня... Сразу хочу отметить, что конституция совершает своё влияние на мою жизнь не только из-за того, что она защищает меня, но и потому, что она накладывает на меня определённые обязательства, которые я обязан выполнять. Я клоню к тому, что если в нашем обществе примитивную инфузорию не интересуют её права, то конституция все равно будет требовать от неё исполнения всех обязанностей - то есть влиять на неё. И это совершенно правильно, ведь если ты хочешь, чтобы твои права учитывались и защищались законом, то тогда создавай все необходимые для этого условия,- то есть не нарушай закон и содействуй его соблюдению...со стороны других граждан. ...Представьте ту самую примитивную инфузорию в числе других таких же инфузорий, которые не увлекаются ни историей, ни политикой, не имеют гражданской позиции, не догадываются о существовании их прав. Готово? Наша инфузория расплачивается за проезд, но не получает доказывающий оплату билет,..не возмутился, а молча покинул автобус... Во-первых, инфузория допустила казнокрадство, а именно не дала налогам пойти по своему прямому назначению. ...Нарушил(а) права других граждан, которые платят налоги с целью жить лучше, а он(она) его не заплатил(а) - сбор нарушен. ...инфузорий большинство,- хотя порядочные граждане платили как положено. Если вы дочитали до этого момента, то я поражаюсь вашей выдержке, спасибо вам, вы герой. ... Наверняка одноклеточные станут возмущаться, дескать это вина кондуктора, а 40-90 тенге не такая уж и большая сумма. С мышлением типа: "Эта сумма не стоит того, чтобы за неё бороться " никогда не заработать огромных капиталов. Этим самым я хотел поведать о том, что конституция играет роль некого баланса, последовательной системы или алгоритма от которых зависит путь развития страны. Я чту конституцию, я считаю её необходимой для масштабного развития страны, но также не менее важно чётко придерживаться её установкам. Да как вообще можно её никак не воспринимать? ... здесь зафиксированы все наши возможности, права и обязанности которые непременно делают жизнь комфортнее. Я не считаю себя обязанным быть в таком состоянии, в котором при ночном пробуждении я бы мог пересказать каждый её пункт, хотя бы потому что в конституции от меня этого не требуют. Но я убежден в своей обязанности отложить в памяти эти пункты так, что если узнаю о каком- либо действии граждан или чиновников, то мог бы определить, не нарушают ли они конституцию, а затем принимать необходимые меры.... Этот документ защищает, обязывает, заставляет думать, развивает и производит «эффект бабочки» (как я упоминал ранее о том, что вижу конституцию как последовательность, ибо при её помощи все наши действия имеют последствия). И поэтому место у неё соответственное - основное. На этом всё, и если я не раскрыл тему эссе, то я бездарность и прошу прощения».

 

Ну, что тут скажешь?... По меньшей мере, радует человеческое неравнодушие и очевидная правовая осведомленность. И немало других работ по-настоящему заслуживающих внимания к их суждениям, написанных юными сердцами творцов своего и, кстати сказать, не исключено, нашего будущего.

 

Работа с молодым поколением все больше переходит в формат сотрудничества, а где-то и партнерства. Необходимым видится сохранение преемственности государственных ценностей, гражданских добродетелей - совместное с нашей молодежью формирование конституционной этики. Ведь они ищут эталоны среди нас, а где-то выступают и цензорами...


Понимая это, в ряде стран создаются институты идеологической направленности и вводятся соответствующие традиции.

 

Так, в США существует Институт американских ценностей (ИАЦ). Через инновационные исследования и анализ в сфере образования, общественных проявлений и политических реформ, базирующихся на фундаментальных американских ценностях, ИАЦ, выступая своеобразным ментором, стремится укрепить институт семьи и усилить гражданское общество, сосредотачиваясь на трех ключевых темах от частного к общему: «Как мы должны думать о наших семьях?» «Как мы должны думать о наших финансах и ресурсах?», «Как мы должны думать о нашей роли в мире?». Слово «должны», со всей очевидностью, подразумевает не что иное, как предписание, фактически являясь составляющей национальной идеологии. С детства детям задают вопросы: "Каково твое место в стране и каково место твоей страны в мире?" Учат мыслить глобально, ширя горизонты своего влияния, поднимают гражданскую самооценку и формируют личную сопричастность к делам страны со школьной скамьи.

 

С 2001 года в Латвии проводится традиционный день - «День теней», в течение которого школьники могут лично следить за работой известных людей и крупных должностных лиц страны с целью проверки правильности выбора будущей профессии. Школьники, которые именуются «тенями», приходят на рабочее место к государственным чиновникам или в частные компании и часть рабочего дня следят за их работой, задают вопросы. Проекты лично сопровождаются Президентом, председателем Сейма, всем политическим истеблишментом и крупными частными компаниями. Организатором проекта является Junior Achievement. Только в 2016 году в мероприятии приняли участие 1044 работодателя и почти 7500 школьников.

 

Студенты КИМЭПа в Конституционном Совете становятся ежегодно «участниками заседаний», - интерактивные игры с реальным разбором ранее рассмотренных Советом дел - сложившаяся практика уже нескольких лет.

Конституционным Советом принято решение пригласить дипломантов конкурса эссе на его заседания по рассмотрению конкретных обращений.


Конституционный Совет определил одним из своих главных направлений на перспективу - формирование конституционного патриотизма, что было выдержано в рамках проведенного конкурса. В этой связи, стоит упомянуть известный спилберговский шедевр "Шпионский мост", снятый на реальных событиях, где ярко и лаконично раскрыта тема конституционного патриотизма. В диалоге американец - урожденный ирландец говорит американцу - урожденному немцу, что их «объединяет одно и только одно! Это свод законов, именуемый Конституцией». Это понимание приводится им как последний аргумент в требовании не препятствовать ему в соблюдении его гражданского долга - надлежащего беспристрастного исполнения адвокатской миссии в защите иностранного шпиона.

 

Итак, 4 апреля 2018 года состоялась долгожданная церемония награждения победителей конкурса, вручение им дипломов, ценных подарков и сертификатов - участникам.


Дипломами I степени были награждены - Аманбек Ақмаржан Бахытжанқызы (Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева), Қастай Дастан Мағауин (Казахский национальный университет имени аль-Фараби), Изтлеуова Меруерт Алмасовна (Казахский национальный педагогический университет имени Абая), Асхатқызы Гүлім (Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова), Дарибаев Ғалымжан Серікжанұлы (Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова), Ержанқызы Айбибі (школа-лицей №48), Аманжолова Әйгерім Сәкенқызы (школа-лицей №38), Тоқышева Наркес (школа-лицей №64), Қоныс Альдана Кикбайқызы (школа-лицей №38), Оздемир Алижан (школа-лицей №1).

 

Дипломами II степени награждены - Серік Абай Жанатұлы (Серево-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева), Оспан Нурдаулет Курдайулы (Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати), Амангельдинова Самал Ернаровна (Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Крзыбаева), Мавлешова Айкен Абдикаримовна (Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга имени Ш. Есенова), Нұртай Айнұр (Карагандинский государственный технический университет), Қажыбекова Ботагөз (средняя школа №24), Нурабаева Бағым Қанатқызы (средняя школа №25), Амангелдина Аружан Жандосқызы (школа-лицей №48), Тұтқабаев Рамазан Бахытжанұлы (школа-гимназия №80), Жакупов Карим (школа-гимназия №22)

 

Дипломами III степени награждены - Шнарбек Айгерим Кошкинбайқызы (Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова), Оразбаева Дария Руслановна (Государственный медицинский университет г. Семей), Мәнзалбек Нұрбану Желеуқызы (Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати), Махимова Алтынай Құрманғазықызы (Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова), Мейірбек Зубайра (Караганский государственный технический университет), Атабек Қуаныш Әлібекұлы (школа-лицей №64), Адилова Асем Армановна (школа-лицей №1), Бурумбаева Мадина Жолдыбаевна (школа-гимназия №2), Нуржанова Акниет Тимурлановна (школа-гимназия №75), Шектибай Зангар Аскарулы (школа-гимназия №75).

 

Среди школьников на государственном языке было представлено 72 работы, на русском языке - 75. Среди студентов - 179 работ на казахском языке и 99 работ - на русском языке.


Кроме вузов гуманитарной и технической направленности, в конкурсе приняли участие Египетский университет исламской культуры «Нұр-Мүбарак» и Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я.Бегельдинова. Гендерный анализ конкурса показал, что среди дипломантов - 9 парней и 21 девушка, среди остальных участников - 83 парня и 312 девушек (!). Среди которых студенты - 71 парень и 208 девушек, школьники - 21 мальчик и 125 девочек. Девочек очевидное большинство. Дипломантов из регионов - 14 человек, из столицы - 15.


Конституционный Совет, сохраняя преемственность в работе с молодежью, выходит на новые рубежи. Отныне создана новая традиция, - проведение Дней открытых дверей в Конституционном Совете, приглашение отличившихся студентов на заседания по рассмотрению обращений для последующих игровых занятий в стенах учебных заведений, Дней Конституционного Совета в ВУЗах и школах страны, чтение лекций и проведение презентаций о роли Основного закона и о деятельности Совета в обеспечении верховенства Конституции.

 

Как представляется, организаторы конкурса достигли поставленной цели - мотивировать молодежь мыслить законопослушно, ответственно, патриотично. И в будущем, выполняя свой гражданский долг в любой выбранной профессии те из участников конкурса, кто глубоко проработал заданную тему, будут иметь определенное осознание своего вклада, рассматривая свою жизнь, как реальное влияние. Каким оно будет? Положительным, по своему характеру, длительным во времени и широким по охвату? Остается надеяться. Как сказал один известный японский чиновник, секрет японского чуда заключается в том, что «каждый из нас с раннего утра и до позднего вечера умело бьет своим маленьким молоточком по четко отведенному месту общенациональной наковальни».

 

 

 

 

 

12.04.2018 г.

Источник: zakon.kz