|
| |
Учебно-методическая деятельность
КЭД на 2017-2018 учебный год 5В01160 - География
КЭД на 2017-2018 учебный год 5В060800 - Экология
КЭД на 2017-2018 учебный год 6М060800 - Экология
Список учебников, пособий для учителей, рабочих тетрадей для школ РК, изданных в 2016 г.
Общие сведения В этом учебном году по всем читаемым дисциплинам кафедры было подготовлено около 75-ти учебно-методических комплексов, 200 рабочих учебных программ и силлабусов, тестовые задания по 60-ти дисциплинам (состоящие из 300-600 вопросов), экзаменационные билеты по 25-ти дисциплинам. Преподаватели кафедры постоянно участвуют в работе научно-методических семинаров и конференций. 26 ноября 2015 года в конференц-зале Главного учебного корпуса Казахского национального педагогического университета имени Абая состоялся круглый стол, посвященный 180-летию великого ученого Чокана Чингисовича Валиханова, организованный Институтом Естествознания и географии по инициативе академика Бейсеновой А.С. В работе круглого стола приняли участие учащиеся и коллектив средней школы села Кушмурун Аулиекольского района Костанайской области, исследователь жизни и деятельности Чокана Кайыпбаева Бакен, ученики и администрация гимназии №12 имени Ч.Валиханова города Алматы, учащиеся и учителя средней школы №154 им. Ы.Алтынсарина, сотрудники специализированный Республиканских школ, известный чокановед ученый Самат Отениязов (Казахско-Американский университет), руководство и ученые института Географии, ученые КазНУ им. Аль-Фараби, преподаватели и ученые ЖГУ, руководство КазНПУ им. Абая, а также профессорско-преподавательский состав и студенты института Естествознания и географии. Круглый стол был открыт песней о Чокане в исполнении учеников гимназии №12, ставшей ее гимном. На открытии круглого стола выступил первый проректор КазНПУ им.Абая, д.х.н., профессор М.Е.Ермаганбетов. В своей речи он говорил о Чокане Чингисовиче Валиханове как просветителе, демократе, великом ученом, географе, востоковеде, историке, этнографе, фольклористе, о том, что он занимает особое место в образовании и культуре казахов. Празднование 180-летия со дня рождения Чокана Валиханова началось на его родине в Кушмуруне, по инициативе ученых-чокановедов и продолжилось в нашем университете. Данное мероприятие имеет большое значение в воспитании молодежи. Академик НАН РК, известный ученый-чокановед, обладатель премии имени Ч.Валиханова, А.С.Бейсенова озвучила результаты многолетних исследований ранее неизвестных общественности аспектов жизни и деятельности Чокана. Рассказала о том, что принимала участие в съемках документального фильма о жизни и результатах анализа научных трудовЧокана, а также представила его общественности. В заключении выступления А.С.Бейсенова выразила благодарность всем участникам мероприятия, в том числе особо поблагодарила учеников и учителей школы. Приехавших с родины Чокана. Академик НАН РК, директор института Географии Ахметкал Рахметуллаевич Медеу остановился на ценности научных трудов Чокана Валиханова. Особо отметил то, что труды Чокана Валиханова были опубликованы сразу во всех мировых изданиях. Дал совет казахской молодежи трудиться и брать пример с ученого. Профессор Казахско-Американского университета, известный чокановед Самат Отениязов отметил особое значение картографических исследований ученого. В своем труде он говорит об основных аспектах анализа известной на весь мир Каталонской карты. В картах, составленных Чоканом, географические объекты даны очень четко. В докладе представил общественности материалы архивных документов. Исследователь жизни Чокана Кайыпбаева Бакен, приехавшая из села Кушмурун Аулиекольского района Костанайской области, поделилась интересными материалами, собранными у местных жителей. Рассказала о том, что принимала участие в открытии музея. Кроме того, познакомила общественность с личными исследованиями об экспедициях Чокана в Кашгарию и Кульджу. В ходе круглого стола профессор У.А.Есназарова доложила об экспедиции, совершенной с коллективом своей специализированной школы в кадетский корпус города Омска, где учился Ч.Валиханов. Профессор КазНУ им. Аль-Фараби С.А.Кусаинов, директор гимназии №12 им. Ч.Валиханова Р.Б.Сакенова сделали доклад о жизни и деятельности Чокана. Ученица средней школы села Кушмурун Габдыгалым Улан посвятила Чокану песню и исполнила ее на домбре. В свою очередь гости выразили благодарность руководству КазНПУ им. Абая и организатором круглого стола. Мероприятия, посвященные 180-летию со дня рождения Ч.Ч.Валиханова с участием преподавателей института Естествознания и географии, продолжились в средней школе имени Ч.Валиханова города Талдыкорган, в Жетысуском государственном университете и на мемориальном комплексе им. Ч.Валиханова (Алматинская область, перевал Алтын-Эмель).
Бакалавриат 1) Кафедра ведет подготовку специалистов естественного направления по специальностям «5В060800-Экология», «5В011600-География» (экология, туризм и основы экономики), «5В060900-География». В связи с этим, рабочие учебные планы по данным специальностям подготавливаются ежегодно. По педагогическому направлению для специальности 5В011600-География рабочие учебные программы разрабатывают Абдиманапов Б.Ш., Абулгазиев А.У. Кроме того, преподаватели кафедры участвуют в организационно-методической работе, ежегодно в начале учебного года разрабатывают рабочие учебные программы по направлениям «Образование», «Естественно-научное» и «География» на основе типового плана на дневном и заочном отделениях факультета (в том числе для студентов, обучающихся ускоренно, окончивших высшие и средние специализированные учебные заведения). 2) Кафедра ведет дисциплину «Экология и устойчивое развитие», считающуюся обязательной для всех педагогических и непедагогических специальностей. 3) Профессорско-преподавательский состав кафедры осуществляет следующую учебную, воспитательную и общественную работу со студентами следующих специальностей Института естествознания и географии: - специальность «География» со специализациями «география-туризм», «география-экология», «география с основами экономики»; - специальность «Экология». 4) Составные подразделения (лаборатории, методические секции и т.д.). Работает учебно-методический центр под руководством академика А.С.Бейсеновой. Основным направлением работы учебно-методического центра является осуществление научно-исследовательских проектов по географии и экологии.
Магистратура
Описание специальности 6М060800-«Экология», по которой ведется обучение магистрантов. Подготовка магистрантов по специальности осуществляется на основании лицензии серии АБ № 0137373 МОН РК от 03.02.2010г., приложение к №01 10083 от 3 февраля 2010 года. Выпускники научного и педагогического направлений могут работать преподавателями в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, старшими и младшими научными работниками в научно - исследовательских институтах, экспертами в учреждениях охраны природы и мониторинга, а также на руководящих должностях. Форма обучения - очная, продолжительность обучения в соответствии с ГОСО РК 7.09.139 - 2010 по научно - педагогическому направлению сроком обучения - 2 года. Учебный процесс обеспечивает кафедра, которая обеспечивает преподавание базовых и профильных дисциплин, осуществляет руководство педагогической и профессиональной практиками, научно-исследовательской работой магистрантов. Основной целью является ознакомление магистрантов с основными понятиями, концепциями и проблемами по сохранению и устойчивому использованию компонентов биологического разнообразия, с разработками стратегии природопользования и правовой основой сохранения биоразнообразия, изучить современные проблемы экологии, ознакомление магистрантов с оценками национального потенциала по реализации международных экологических конвенций РИО для более глубокого понимания взаимосвязи между тематическими областями, скоординированного и согласованного подхода к их выполнению на местном, национальном и международном уровнях. Индивидуальные планы магистрантов составляются на весь период обучения в соответствии с установленной формой и утверждены проректором по учебной работе. Индивидуальные планы магистрантов разработаны согласно ГОСО РК 5.04.033-2011. Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения. Индивидуальные программы магистрантов включают следующие разделы: индивидуальный учебный план, научно-исследовательская работа (тема, направление исследования, сроки и форма отчётности), практика (программа, база, сроки и форма отчётности), тема магистерской диссертации с обоснованием и структурой, план выполнения магистерской диссертации, план научных публикаций, план стажировок. Индивидуальный учебный план формируется магистрантом с участием эдвайзера, который консультирует группу по предлагаемым предметам, обозначенным в модульных образовательных программах по двум траекториям. Действующая модульная образовательная программа обозначается на основе большинства группы магистрантов, выбравшим конкретную образовательную программу. Для выбора элективных дисциплин магистрантам предлагается каталог элективных дисциплин, включающий дисциплины двух модульных программ. Каждая дисциплина сопровождается кратким описанием и обозначением преподавателя с указанием его ученой степени и звания. Эдвайзер помогает сориентироваться в выборе дисциплин, что и составляет базу для выбора общей модульной образовательной программы. Структура образовательной магистерской программы по специальности 6М060800-экология отражена в учебном плане, где приводится общая характеристика содержания подготовки магистрантов, выраженная в основном через перечень дисциплин и видов учебной и научно-исследовательской работы, объединенных в соответствующие циклы с указанием их объема. Рабочий учебный план разработан на основе ГОСО специальности на учебный год и утвержден проректором по учебной работе. РУП специальности по научно-педагогическому направлению содержит базовые курсы в объеме 16 кредитов, в том числе обязательный компонент в объеме 9 кредитов и курсы по выбору в объеме 7 кредитов; цикл профильных дисциплин в объеме 18 кредитов; педагогическую и исследовательскую практику; НИР; курсовую работу; написание магистерской диссертации; государственную заключительную аттестацию; комплексный экзамен; защиту диссертации. Объем учебной и научной нагрузки измеряется числом кредитов и количеством часов, в т.ч. предусматривается теоретическая и практическая подготовка. При организации самостоятельной работы магистрантов по специальностям проводятся следующие виды заданий: • текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы; • поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса; • изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку; • домашнее задание или домашняя контрольная работа, предусматривающее решение задач, проблем, выполнение упражнений и т.п. и выдаваемое либо на каждом практическом занятии, либо одновременно ко всем практическим занятиям по теме или разделу дисциплины; • подготовка к лабораторным занятиям; • подготовка к практическим и семинарским занятиям; • практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения; • подготовка к контрольной работе; • подготовка к рубежному контролю; • подготовка к РК, экзамену; • написание реферата по заданной проблеме; • выполнение расчетно-графической работы, построение графиков, диаграмм; • выполнение курсовой работы или проекта; • подготовка презентации • участие в научных конференциях и семинарах; • аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме; • анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов; • научно-исследовательская работа; • педагогическая работа; • написание магистерской диссертации.
Темы магистерских диссертаций: 1. Алматы облысының ашық таулы өңірлерін өңдеудің қазіргі кездегі геоэкологиялық бағалау 2. Онтүстік Қазақстандағы Сырдария өзенінің тасқын суы бар аймақтарына шолу.Қазақстан Республикасындағы уран өнеркәсібінің қазіргі даму жағдайы және оны география сабақтарында оқыту әдістемесі. 3. Қоршаған ортаға әсерді бағалаудың қазіргі заманғы әдістері. 4. Павлодар қаласының атмосфера жағдайына экологиялық баға беру. 5. Қоршаған ортаға тигізетін әсерді бағалау (Алматы хайуанаттар бағы мысалында). 6. Наубайхана кәсіпорынның қоршаған орта компоненттеріне әсерін бағалау («Ақсай нан» нан-тоқаш комбинаты мысалында).
|