қазақша · русский · english
   
Научно-исследовательская деятельность

 

Педагогическое образование является важной составляющей государственной политики Казахстана. Концепция образовательной программы «Триединство языков» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нашла отражение в научно-исследовательской деятельности кафедры практических языков. В связи с этим деятельность коллектива кафедры нацелена на обучение казахского языка как государственного и русского языка как неродного, повышение качества подготовки научно-педагогических кадров, взаимодействие с другими педагогическими вузами в соответствии со статусом университета, являющегося ведущим центром подготовки профессиональных кадров.


Так, 20 декабря 2016 года в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая было открытие Центра партнерской сети «Институт Пушкина», где планируется организация курсов повышения квалификации для преподавателей-русистов, курсов преподавания русского языка для различных категорий обучающихся, подготовка и проведение сертификационного тестирования по русскому языку, проведение культурно-просветительских мероприятий, в том числе посредством дистанционных технологий обучения и открытых образовательных ресурсов на русском языке. Руководитель центра в университете - д.ф.н., проф. унив. Бакитгуль Сакеновна Жумагулова.


Научно-исследовательская работа при этом осуществляется в соответствии с образовательной стратегией университета и нацелена на повышение качества подготовки научно-педагогических кадров.


В научно-исследовательской работе кафедры практических языков принимают участие 100% ППС кафедры.

 

Научные направления

Научно-исследовательская деятельность ППС кафедры практических языков координируется общей кафедральной темой «Оптимизация процесса профессионально ориентированного обучения русскому и казахскому языкам в школе и вузе». Научные исследования преподавателей кафедры осуществляются в соответствии с общим кафедральным планом.
К основным научным направлениям кафедры относятся:
1. Казахский и русский языки в полиязычном и поликультурном образовательном пространстве высшей школы Казахстана.
2. Определение содержания обучения казахскому/русскому языкам специальности на неязыковых и гуманитарных институтах.
3. Инновационные технологии в условиях кредитного обучения русскому языку в казахской аудитории и казахскому языку в русской аудитории.
4. Теория и практика создания учебников по русскому и казахскому языкам и литературе для вузов и школ с казахским, русским языком обучения.
5. Сопоставительно-типологическое исследование русского, казахского и английского языков.


На кафедре разрабатываются такие актуальные проблемы, как «О языковом образовании учителя-предметника в инновационных условиях культурно-образовательного пространства Казахстана» - проф. Розалинда Шаханова, проф.Гульмира Кажигалиева, проф.Бакитгуль Жумагулова, доц. Галина Кадырова, доц. Алмагуль Маймакова, «Культурологический подход к языковой подготовке учащихся средней и высшей школы» - проф. Гульмира Кажигалиева, «О преподавании русского и казахского языков в неязыковом вузе в контексте актуализации полилингвального образования» - проф. Розалинда Шаханова, Гульмира Кажигалиева, «Об особенностях формирования языковой компетенции будущих учителей-предметников в полиязычных образовательных условиях» - проф. Гульмира Кажигалиева. Эти профессора успешно продолжают научные изыскания в указанной области лингводидактических знаний, соединяя практический опыт работы с современными теоретическими знаниями, осуществляют целостный, комплексный подход к решению обозначенных проблем.


Следующее направление исследований преподавателей связано с определением содержания обучения русскому и казахскому языкам по различным специальностям студентов неязыковых и гуманитарных институтов. В данном аспекте при отборе содержания курсов «Казахский язык», «Русский язык» осуществляется реализация профессиональной ориентации преподавания: «Антропологическая модель обучения профессиональному общению на русском языке студентов казахских отделений педагогического вуза» - проф. Бакитгуль Жумагулова, доц. Зауре Умирзакова, доц. Айша Акбембетова, ст. преп. Сауле Есимбек, ст. преп. Алмагуль Шинтемирова, ст. преп. Алия Онгарбаева, преп. Гульмира Амангелдиева; «Контекстная технология обучения студентов русскому языку как неродному» - доц. Рысжан Бекишева; «Научные основы отбора и систематизации учебного материала по русскому языку в условиях кредитной системы обучения» - проф. Гульмира Кажигалиева, доц. Рысжан Бекишева, проф. Акжан Чингисова; «Прагматическая технология обучения терминосистеме «Информатика» студентов-нефилологов в курсе русского языка» - ст. преп. Раушан Тохтамова; «Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку студентов-нерусистов» - доц. Алмагуль Маймакова, доц. Галина Кадырова; «Новые технологии в формировании компетенции профессиональной лексики» - Зейнеп Османова; «Когнитивная лингвистика в современной лингвистической парадигме» - доц Гулжихан Шахарман.


Актуальными в настоящее время являются вопросы, связанные с использованием и внедрением современных технологий в учебный процесс при обучении языкам студентов в условиях кредитной системы обучения. В этом направлении работают преподаватели кафедры, внедряя в практику преподавания русского языка как неродного инновационные технологии. Так, доценты Галина Кадырова и Алмагуль Маймакова занимаются исследованием «Инновационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на занятиях по русскому языку», проф. Гульмира Кажигалиева «Внедрение инновационных технологий в языковое образование высшей школы», доц. Гулжихан Шахарман «Применение интерактивных методов обучения при формировании коммуникативной компетенции студентов вузов».


Приоритетными являются вопросы, связанные с внедрением кредитной технологии. В этом направлении работают преподаватели кафедры, внедряя в практику преподавания языков инновационные технологии. Так, ст. преп. Раушан Тохтамова, ст. преп. Аида Нурбаева занимаются исследованием «Информационно-компьютерные технологии в обучении русскому языку студентов неязыковых специальностей».


Члены кафедры успешно занимаются разработкой педагогических и информационных технологий, которые находят применение на практических занятиях.


Активное обучение знаменует собой переход от традиционных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, оно направлено на развитие активной мыслительной деятельности обучаемых. Для активизации деятельности студентов преподаватели используют деловые игры, дидактические игры, анализ конкретных педагогических ситуаций. Преподаватели на практических занятиях русского и казахского языков создают такие ситуации, которые вызывают потребность обучающихся в коммуникативной деятельности. Это может быть беседа учителя о значимости проблемы занятия, которая завершается постановкой учебной задачи. Результаты своей работы члены кафедры представляют в публикациях.


Члены кафедры являются авторами действующих учебников русского и казахского языков и литературы и учебников нового поколения, что и обусловило разработку актуальной темы по теории и практике создания школьных учебников - проф. Розалинда Шаханова, проф. Гульмира Кажигалиева, доц. Рысжан Бекишева. Определение методологических основ позволило авторам учебно-методических комплексов разработать оригинальную дидактическую концепцию школьного учебника по предметам «Казахский язык», «Русский язык» - проф. Гульмира Кажигалиева, доц. Рысжан Бекишева.


Сопоставительно-типологические исследования занимают отдельное место в НИР, представляя собой лингвистическую базу для вузовской практики преподавания русского и казахского языков: «Этнокультурная специфика невербальных компонентов коммуникации» - доц. Зауре Умирзакова; «Прагматика полемического дискурса: сопоставительное исследование» - проф. Бакитгуль Жумагулова; «Влияние восточной литературы на словесное искусство казахов» - ст.преп. Алмагуль Шинтемирова.


Среди выполняемых кафедрой видов научно-исследовательской работы следует особо отметить публикации научных работ, участие в научных конференциях, в составе жюри олимпиад, конкурсов, участие в программах повышения квалификации, участие в научных мероприятиях, выступления в СМИ, на радио, телевидении, участие в научных проектах, рецензирование работ, функционирование научных кружков на кафедре, сотрудничество с университетами страны и зарубежья, проведение научных семинаров, оказание научно-методической поддержки школам города и области.


Преподаватели кафедры имеют «Cвидетельства о государственной регистрации авторских прав»: Маймакова А.Д. - 7, Кадырова Г.Р. - 6, Кажигалиева Г.А., Кадырова Г.Р., Маймакова А.Д. - 1.


Результаты научных исследований члены кафедры апробируют на конференциях в Казахстане, ближнем и дальнем зарубежье, опубликованы в научных журналах Казахстана, России, Кыргызстана, США, Японии, Германии, Англии, Польши, в профессиональных журналах и в журналах с импакт-фактором.

 

ППС кафедры являются авторами типовых и учебных программ:
1.Білім беру бағдарламасы. 6M011700 «Қазақ тілі мен әдебиеті» мамандығы (магистратура). Алматы, 2012. -21 б. (Шаханова Р.А., Хенрик Янковский, Қосымова Г.С., Балтабаева Ж.К.).
2.Білім беру бағдарламасы. 6M012100 «Казахский язык и литература с неказахским языком обучения» мамандығы (магистратура). Алматы, 2012. -30 б. (Шаханова Р.А., Абдоллаһ Кок, Балтабаева Ж.К., Қосымова Г.С. и др.)
3. Типовая учебная программа по дисциплине «Профессиональный русский язык» для студентов, обучающихся по специальности 5В010300 - «Педагогика и психология».- Алматы, 2013. - С. 106-119 (Маймакова А.Д., Кадырова Г.Р.).

Учебники:
1. Шаханова Р.А. «Казахский язык» для 7 кл. русской школы. - Алматы: Атамура, 2000, 2002. ( в соавторстве).
2. Кажигалиева Г.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. - 3-е издание, переработанное. - Алматы: Атамура, 2011. - 288 с. (в соавторстве).
3. Кажигалиева Г.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. - 4-е издание, переработанное. - Алматы: Атамура, 2015. - 288 с. (в соавторстве).
4. Бекишева Р.И. (Гуревич Г.Ф., Шаймакова Р.К.) «Русская речь». - Учебник для VI класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. - Алматы: Атамура, 2011.- 268 с.
5. Бекишева Р.И. (Гуревич Г.Ф., Шаймакова Р.К., Саттарова Г.С.) «Русская речь» Учебник для VI класса общеобразовательной школы с уйгурским языком обучения». - Алматы: Атамура, 2011. - 268 с.
6. Бекишева Р.И.(Гуревич Г.Ф.) «Русская речь Дидактический материал для VI класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения». - Алматы: Атамура, 2011. -108с.
7. Бекишева Р.И. (Гуревич Г.Ф., Шаймакова Р.К.) «Книга по литературному чтению для VI класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения». - Алматы: Атамура, 2011. - 95с. и др.
8.Кажигалиева Г.А., Кадырова Г.Р., Маймакова А.Д., Боранбаева З.И., Раимбекова М.А., Цой А.А. «Русский язык в системе подготовки учителя-предметника». Учебная книга. - Алматы: Тау-Самал, 2010. - 696 с.
9. Кажигалиева Г.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. 1-ая ч. - Алматы: «Атамура», 2017. - 143 с. МОН РК 11. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения. 2-ая ч. - Алматы: «Атамура», 2017. - 143. 2-ая часть. - Алматы: Атамура, 2017. - 143 с. МОН РК.
10. Кажигалиева Г.А. Русский язык. 6 класс. Аудиодиск. 2-ая часть. - Алматы: Издательство «Атамура», 2017. МОН РК.

Монографии:
1) Шаханова Р.А. «Методика обучения казахскому языку с учетом специальности на русских отделениях в высших технических учебных заведениях» (2001).
2) Кажигалиева Г.А. «Лингвокультурологический анализ художественного текста» (1999г.), «Культурологический аспект в работе над художественным текстом» (2000г.).
3) Умирзакова З.А. (Ахметжанова З.К., Оналбаева А.Т.) «Культура в зеркале языка». - Алматы: Изд-во Елтаным, 2014. - 480 с.
4) Маймакова А.Д. Плюрицентрические языки. - Алматы: Изд-во «Ұлағат» КазНПУ имени Абая, 2015. -244 с.
5) Шаханова Р.А., Чингисова А.А. «Современные тенденции лингводидактики в казахстанском образовательном пространстве». Монография. - Алматы, 2016. - 280 с.
6) Шаханова Р.А. «О переводах поэм А.С.Пушкина». Монография. -Алматы, 2017.

 

Методические инструкции по дисциплине «Методика казахского языка и литературы»:
1. «Өндірістік педагогикалық практиканы ұйымдастыру бойынша әдістемелік нұсқау» // Алматы «Балауса» 2016 ж. (Шаханова Р.А., Османова З.Ж. в соавторстве)
2. «Оқу-тәрбиелік практиканы ұйымдастыру бойынша әдістемелік нұсқау» -Алматы «Балауса» 2016 ж. (Шаханова Р.А., Османова З.Ж. в соавторстве)
3. Оқу-тәрбиелік педагогикалық практиканы ұйымдастыруға арналған әдістемелік нұсқау. - Алматы, 2016. (Шаханова Р.А. в соавторстве)
4. Оқу-тәрбиелік педагогикалық практиканы ұйымдастыруға арналған әдістемелік нұсқа. - Алматы: Абай атындағы ҚазҰПУ, 2017. - 128 б. (Шаханова Р.А., Бораш Р.Б., Сейсенбаева Ж.А., Османова З.Ж.)
5. Өндірістік-педагогикалық практиканы ұйымдастыру бойынша әдістемелік нұсқау. - Алматы: Абай атындағы ҚазҰПУ, 2017. - 106 б. (Шаханова Р.А., Бораш Р.Б., Сейсенбаева Ж.А., Османова З.Ж.)