НИИ психологии
НИИ психологии был открыт приказом ректора КазНПУ имени Абая академиком С.Ж. Пралиевым 1 сентября 2008 г. Советом университета было утверждено «Положение» о деятельности данного института, который осуществляет научно-исследовательскую, учебно-воспитательную и практическую деятельность. НИИ Психологии является первым единственным в Казахстане Задачами института является разработка теоретико-методологически и практических основ психологического обеспечения деятельности субъектов образовательнго процесса. Впервые в Казахстане осуществляется комплексное научное исследование, направленное на изучение средств и форм оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса с целью создания психологических условий для оптимального интеллектуально-творческого развития психологически здоровой личности. Разрабатываются теоретико-методологические основы инновационных психотехнологий для успешной психологизации учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации национальной системы образования. В настоящее время в институте работают 1 доктор наук, академик, 3 кандидата психологических наук, 3 магистра психологии. Каждый сотрудник разрабатывает индивидуальное исследование по приоритетным направлениям психологической науки в области актуальных вопросов развития личности. Основной теоретеко-методологической парадигмой исследований является комплексный подход в изучении и развитии личности субъектов образовательного процесса. Сотрудниками НИИ Психологии (Намазбаева Ж.И., Лавриненко Н.С., Садыкова А.Б.) разработана трехкомпонентная модель развития психологического здоровья личности. Группой исследователей на большом фактическом материале раскрыты психологические основы развития творческой интеллектуальной личности в образовательной среде. Установлено, что Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. может быть успешно реализована только при научном психологическом обеспечении деятельности субъектов образовательного процесса и семьи, так как модернизация образования, заключается в том, чтобы в центр образовательного процесса поставить человека и удовлетворение потребностей его роста. Исследования НИИ Психологии отличает связь теоретических изысканий и их активное внедрение в образовательную практику. Это позволяет создать банк данных по модификации, адаптации и эффективному использованию инновационных психотехнологий. Институт в своей деятельности осуществляет интегрирующие связи с различными международными научными сообществами. (Институт дифференциальной психологии в Германии, Институт практической психологии в России, Институтом психоанализа во Франции, Центром науных инвестиций в воспитание средой, г. Нижний Новгород, институтом Семейного воспитания г. Астаны, Институтом практической психологии в г. Шымкент и др. Сотрудники института осуществляют учебно-воспитательную работу в магистратуре и докторантуре PHD, систематически проводят мастер-классы, семинары, тренинги, консультации субъектам образовательного процесса. Институт является головной организацией по планированию координации и консультированию ряда научных исследований сотрудников региональных областных вузов страны, осуществляет научное руководство, оппонирование, рецензирование научных исследований и публикаций. За истекшие 5 лет работы НИИ психологии провел 3 Республиканских научно-практических конференции по наиболее актуальным проблемам психологической науки и практики, более 50 круглых столов и другое. Разработал и выпустил ряд программ, учебно-методических пособий, написано несколько монографий, около 300 статей, четвертая часть из которых в зарубежной печати. Сотрудники являются авторами учебников на казахском языке для школ и вузов. Сотрудники активно участвуют в Международных и Республиканских конференциях, семинарах, тренингах в качестве ведущих и обучающихся. Активно повышают личностно-профессиональную компетентность, ежегодно посещают сертифицированные курсы международного и республиканского уровня. При институте выпускается журнал «Вестник» Серии «Психология». Данный журнал выпускается с 2003 года и входит в перечень Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК Работа с журналом осуществляется в соответствие с требованиями ректората с целью повышения статуса научной печатной продукции, с целью интеграции результатов исследований сотрудников в мировое научное пространство. Редакционная коллегия включает ученых Германии, России и Казахстан, имеются статьи на иностранных языках, увеличилось количество ссылок на международные источники и ссылки на иностранных языках, около 30 % статей можно оценить как аналитические. В этом направлении продолжается активная работа.
|