Стратегия развития научно - образовательной лаборатории по нанотехнологии Научно - образовательная лаборатория по нанаотехнологии (НОЛН) является научным структурным подразделением Института прикладной физики и математики Казахского национального педагогического университета имени Абая и ставят целью решение актуальных фундаментальных, прикладных и научно-исследовательских, а также учебно-методических работ, имеющих высокую актуальность и образовательное значение. НОЛН создан для объединения и координации усилий подразделений Казахского национального педагогического университета имени Абая по проведению научных исследований и образовательной работы в области нанотехнологий и наук о наносистемах. НОЛН является организационной формой интеграции и координации усилий учебного, научного и инновационно-внедренческого потенциала подразделений КазНПУ имени Абая для совместных действий в образовательной и научной областях, включая международную деятельность и популяризацию научных знаний. В работе НОЛН могут принимать участие все факультеты, институты, центры, лаборатории и другие подразделения КазНПУ, ведущие научные исследования и организующие учебный процесс по тематике НОЛН. Цели и задачи НОЛН Целью НОЛН является высококачественная подготовка учителей школ и специалистов высшей квалификации в областях наносистем, наноматериалов и нанотехнологий на основе интеграции научно-педагогического потенциала подразделений КазНПУ в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, коммерциализации их результатов, разработке новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методическое обеспечение образовательного процесса, развитие международного сотрудничества. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- теоретическое обоснование введения нанотехнологии в школьную программу в системе12 летнего среднего образования; -определение цели, методов и формы преподавания нанотехнологии в школе, колледже и вузе; - разработать концепцию обучения нанотехнологии в образовательных учреждениях; - теоретико-методологическое обоснование целостной методической системы обучения нанотехнологии, исходя из мирового образовательного опыта; - обеспечение единства теоретических исследований и передовой практики в области преподавания нанотехнологии; - внести весомый вклад на объединение творческих потенциалов отечественных ученых, учителей, преподавателей и студентов педагогических высших учебных заведений вокруг исследования проблем обучения нанотехнологии; - принимать активное участие в подготовке бакалавров, магистров и докторантов PhD по специальностям: физика, математика, информатика, информационная технология, приборостроение, химия и биология. Для этого необходимо ввести в учебные планы этих специальностей курсы по выбору и спецкурсы по нанотехнологии.
Средства, финансирование и материально-техническое обеспечение лаборатории Средства НОЛН складываются: а) из средств и лимитов, поступающих по договорам от заказчиков; б) ассигнований по госбюджету, выделяемых за счет Международных, Республиканских целевых и других программ и грантов по сметам на основании заявок, утвержденного плана работы и соответствующих государственных, внутриуниверситетских (ректорских) грантов, контрактов и научных проектов; в) целевых ассигнований, лимитов и материально-технических ресурсов на выполнение специальных заданий и поручений НОЛН, выделяемых по госбюджету сверх общих ассигнований лимитов и фондов на содержание подведомственных высших учебных заведений; г) средств, выделяемых ректоратом на период становления и расширение материально-технической базы НОЛН в рамках реализации комплексной программы развития университета; д) добровольных взносов, даров и спонсорской помощи юридических лиц и граждан в виде интеллектуальной собственности, информационных фондов, программных продуктов, материально-технических ресурсов и денежных средств. 4.2 Основным органом, регулирующим финансовые взаимоотношения между НОЛН и университетом (в рамках средств фонда развития науки) является УН университета. В его функции входит: - расстановка приоритетов в выделении средств; - определение целесообразности финансирования НОЛН на те или иные цели; - определение размеров и механизма отчислений в университет (на накладные расходы и др.) для каждой, отдельно взятой НОЛН. 4.3 НОЛН по согласованию с заведующими кафедрами и руководителями иных структурных подразделений университета на договорной основе могут использовать их оборудование, машины, приборы и аппараты, а также техническую документацию, необходимые для выполнения научно-исследовательских работ лаборатории. 4.4 Все имущество, оборудование, приборы, оргтехника и т.п., находящееся в пользовании НОЛН, не может передаваться третьим лицам без решения ректората университета. Программа спецкурса по нанотехнологии для студентов физико-математического и химико-биологического факультетов педагогических специальностей КазНПУ имени Абая НАНО-волна докатилась до департаментов образования, т.е. до школ и учеников. Чтение спецкурсов и проведение практических занятий по нанотехнологии для студентов естественно-научных педагогческих специальностей является требованием времени. Так как в настоящее время по нанотехнологии в школах учителя проводят специальные элективные занятия. Пояснительная записка Нанотехнологии - это технологии, дающие возможность работать с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах, складывать из них, как из кубиков, устройства и механизмы. Нанотехнологии впитали в себя самые последние достижения физики, химии и биологии. Нанотехнологии представляют собой основу очередной технологической революции - переход от работы с веществом к манипуляции отдельными атомами. О том, что такое нанотехнологии, будет рассказано на занятиях. Данные занятия предназначены для студентов физико-математического и химико-биологических факультетов и подобных профилей, учебный план включает в себя 2 часов в неделю. Курс основан на знаниях, полученных студентами при изучении физики,химии,биологии в основной и средней школе. Занятия (спец курс) рассчитан на 68 часов (2 час в неделю). Цель курса: - познакомить студентов с новой отраслью знаний - нанотехнологиями. Основные задачи курса:
При проведении занятий целесообразны лекции и семинары. К семинарам студенты с помощью преподавателя находят информацию, касающуюся темы семинара, из научно-популярной литературы и сайтов Интернета. Работа студентов по этому курсу может оцениваться в конце года по результатам зачёта. Содержание курса. Введение (2 часа) Положение нанообъектов на шкале размеров. Ричард Фейнман - пророк нанотехнологической революции. Почему освоение наномира может быть так полезно для человечества? Эрик Дрекслер и его книга «Машины созидания». Нанороботы. Нанотехнологии внутри и снаружи нас. Нанотехнологии - область знаний, где объединяются усилия физиков, химиков, биологов, врачей, инженеров - электроников, математиков и специалистов самых разных специальностей для очередного прорыва на пути человечества к прогрессу. Инструменты и методы наномира (6 часов) Пути создания нанообъектов: «снизу-вверх» или «сверху-вниз». Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Сканирующий электронный микроскоп. Как атомно-силовая микроскопия чувствует прикосновение атомов. Что такое туннельный микроскоп. Лазерный пинцет - инструмент для передвижения нанообъектов. Наноматериалы (4 часа) Особая роль углерода в наномире. Графен - слой графита. Фуллерены - наношарики из углерода. Углеродные нанотрубки - трубки из графена. Нанопроволоки. Дендримеры - капсулы наноразмеров. Самоорганизация нанообъектов и её использование при создании наноматериалов. Моделирование наноструктур. Физические и химические свойства нанообъектов (6 часов) Большое отношение поверхности к объёму - основное свойство нанообъектов. "Эффект лотоса". Отсутствие дислокаций - причина колоссальной прочности нанопроволок и нанотрубок. Почему температура плавления металлических нанообъектов уменьшается на сотни градусов? Квантовые явления в наномире. Почему электрическое сопротивление нанотрубки не зависит от её длины. Квантовые точки - искусственные атомы наномира. Зависимость цвета в наномире от размера объектов. Нанохимия - невозможное становится возможным. Наноэлектроника (5 часов) Полевой транзистор - основной элемент цифровых электронных схем. История создания и современное воплощение. Фотолитография или как рождается микросхема. Закон Мура - удвоение плотности транзисторов в микросхемах каждые два года. Современный транзистор - это уже нанотранзистор. Основная болезнь нанотранзистора - высокая температура. Углеродные нанотрубки - будущие элементы нанотранзисторов. Наносенсоры - глаза для наноэлектроники. Наномоторы - мышцы нанороботов. Наномедицина и биотехнология (5 часов) Генная инженерия. Использование ДНК для синтеза лекарств. Трансгенные животные и растения. Генмодифицированные продукты: за и против. Нанотехнологии против вирусов и бактерий. Адресная доставка лекарств, упакованных в нанокапсулы, больным клеткам. Нанотехнологии в борьбе с раковыми заболеваниями. Нанотехнологии в диагностике. Возможные риски использования наноматериалов. Нанотехнологии вокруг нас (4 часа) Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их уникальных свойств. Несмачиваемые и всегда чистые ветровые стёкла, диски колёс и т.п. Созданные на основе наночастиц оксида титана и серебра поверхности, обладающие бактерицидными свойствами. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. Нанотехнологии в энергетике и экологии. Нанотехнологии в криминалистике и косметике. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики. Аттестация (2 часа) Работа студентов по данному курсу оценивается после их ответа на 2-3 вопроса, содержащиеся в билетах с учётом активности и выступлений на семинарах в течение всего курса. Литература
10.Шоканов А.К. Мукашев К.М. Радиационные процессы в металлических системах и мессбауэровская спектроскопия. Изд-во Улагат 2012,305с Список лабораторных работ по нанотехнологии . 1. Получение первого СЗМ изображения. Обработка и представление результатов эксперимента (1.79 Mb) Цели работы Изучение основ сканирующей зондовой микроскопии Изучение конструкции и принципов работы прибора NanoEducator Получение первого СЗМ изображения Получение навыков обработки и представления экспериментальных результатов Определение основных параметров датчика силового взаимодействия прибора NаnoEducator и параметров СЗМ эксперимента Получение топографии поверхности и фазового контраста исследуемого образца 2. Артефакты в сканирующей зондовой микроскопии (1.44 Mb) Цели работы Изучение источников артефактов в сканирующей зондовой микроскопии Исследование основных характеристик пьезоэлектрической керамики и СЗМ сканера Определение формы зонда и разрешения СЗМ 3.Сканирующая зондовая литография (1.20 Mb) Цели работы Изучение различных видов литографии, выполняемых с помощью сканирующего зондового микроскопа Получение практических навыков выполнения динамической силовой литографии 4.Обработка и количественный анализ СЗМ изображений (792.50 Kb) Цель работы 5.Применение сканирующего зондового микроскопа для исследования биологических объектов (2.10 Mb) Цели работы Получить СЗМ изображение комплекса кисломолочных бактерий Научиться основам обработки и представления результатов измерений 5.Изучение микрофлоры воды с помощью сканирующей зондовой микроскопии (1.88 Mb) Цели работы Получить СЗМ изображения с применением метода фазового контраста Провести анализ и обработку результатов 6. Получение первого СЗМ изображения. Обработка и представление результатов эксперимента (1.20 Mb) Цели работы Изучение конструкции и принципов работы прибора NanoEducator Получение первого СЗМ изображения Получение навыков обработки и представления экспериментальных результато Штатное расписание
План мероприятий Научно-образовательной лаборатории по нано технологии по реализации Послания Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012года
|