қазақша · русский · english
   
Академическая мобильность

   Сегодня в КАЗ НПУ имени Абая реализованы основные принципы Болонской декларации, и кредитная система внедрена во всех вузах Казахстана. Университеты активно разрабатывают совместные образовательные программы, в том числе, посредством академической мобильности.

Необходимо отметить, что академическая мобильность делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная академическая мобильность подразумевает полное обучение студента в зарубежном ВУЗе. Горизонтальная мобильность позволяет студенту пройти обучение в зарубежном ВУЗе в течении ограниченного периода (семестра, учебного года). В государственной программе развития образования предусматривается, что студент бакалавриата должен провести один или два семестра в заграничном ВУЗе.

    Кроме того, мобильность делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя, или международная академическая мобильность - это обучение студентов в зарубежных ВУЗ-ах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Внутренняя академическая мобильность - обучение студентов, а также работа преподавателей-исследователей в ведущих казахстанских ВУЗ-ах.

На данный момент ключевыми критериями отбора претендентов на участие в академической мобильности является средний балл документа об образовании или текущая успеваемость студента, а также уровень знания иностранного языка. На следующем этапе уполномоченным органом в области образования создается конкурсная комиссия, которая будет проводить отбор претендентов и дальнейшее направление на обучение за рубежом.

Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений

  Видение развития академической мобильности

 Академическая мобильность - это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.

Сегодня академическая мобильность обучающихся в основном обеспечивается посредством обменных программ Erasmus Mundus, Erasmus Mundus Partnership и других.

В программе студенческой и преподавательской мобильности Erasmus, со времени ее основания в 1987 году, приняли участие 1,9 млн. человек. Сегодня в ней участвует около 30 стран мира. К ней привлечено 90% европейских университетов, более 3100 высших учебных заведений из 31 страны.

В рамках второго консорциума стипендий программы Erasmus Mundus за 2009-2010гг. Казахстану присвоено 20 стипендий (бакалавриат - 9, магистратура - 5, докторантура - 3, пост докторантура - 1, преподавание - 2).

Вместе с тем, вузами реализуются более 80 меморандумов о сотрудничестве по внедрению совместных образовательных программ с зарубежными университетами (Великобритании, Испании, Германии, Чехии, США, Канады, России и др.).

Существенным вкладом в развитие человеческого капитала и академической мобильности стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. 

Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Это способствует укреплению академической и культурной интернационализации казахстанского высшего и послевузовского образования, улучшению качества образовательных программ и научных исследований.

Академическая мобильность важна для личного развития и возможности трудоустройства, и она воспитывает уважение к разнообразию и возможности иметь дело с другими культурами. Она стимулирует лингвистический плюрализм и повышает конкурентоспособность высших учебных заведений.

Нормативно-правовая и институциональная поддержка академической мобильности

В настоящее время анализ изучения опыта ведущих вузов Казахстана по развитию академической мобильности показывает, что на один академический период в зарубежные вузы выезжает в год около 20 обучающихся. Однако не все вузы осуществляют перезачет освоенных обучающимся кредитов в зарубежном вузе.

В этой связи вопросы перезачета кредитов требуют разработки соответствующего нормативного правового акта. Фактически из-за слабой интегрированности в международное образовательное пространство, академическая мобильность не получила достаточного развития, которое предполагают принципы Болонского процесса.

Для предоставления возможности обучающимся осваивать программы отдельных дисциплин в ведущих университетах мира и обеспечения объективных критериев измерения и сравнения учебных достижений разработана казахстанская система перезачета кредитов по типу ECTS - европейской системы перевода кредитов.

В казахстанской кредитной технологии минимальное количество кредитов, которое обучающийся должен освоить для получения степени:

1) бакалавра - составляет не менее 138 кредитов, из них 129 кредитов теоретического обучения;

2) квалификации специалиста с высшим специальным образованием - не менее 170 кредитов, из них 161 кредит теоретического обучения;

3) магистра:

научного и педагогического направления - не менее 47 кредитов, из них 34 кредита теоретического обучения;

профильного направления:

1,5 года обучения - не менее 36 кредитов, из них 28 кредитов теоретического обучения;

1 года обучения - не менее 24 кредитов, из них 18 кредитов теоретического обучения;

4) доктора философии (PhD) или доктора по профилю - не менее 60 кредитов, из них 30 кредитов теоретического обучения. 

Трудоемкость одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося в бакалавриате составляет 45 часов работы, в профильной магистратуре - 60 часов, в научно-педагогической магистратуре - 75 часов, в докторантуре - 105 часов.

Для обеспечения академической мобильности обучающихся и признания образовательных программ (всех уровней и форм высшего и послевузовского образования) в европейском образовательном пространстве необходим пересчет казахстанских кредитов в кредиты ECTS.

Академический кредит в рамках ECTS - это единица измерения трудоёмкости изучения дисциплины, как на аудиторных занятиях, так и во время самостоятельной работы. Один кредит ECTS равен 25-30 академическим часам.

Общая учебная нагрузка помимо аудиторной включает следующие виды самостоятельной учебной работы обучающегося: эссе, рефераты, курсовые работы (проекты), лабораторные работы, подготовка по различным видам текущего, промежуточного и итогового контроля, сбор материалов и написание дипломной работы (проекта).

ECTS оценивает суммарную трудоемкость учебной работы одного учебного года в 60 кредитов (в семестр обучающийся набирает 30 кредитов, а в триместр - 20 кредитов.) Продолжительность учебного года составляет 30 недель и 6 недель отводится на сдачу экзаменов (итоговый контроль).

В европейских странах длительность обучения для получения степени в бакалавриате составляет от трех до четырех лет и требует получения соответственно 180-240 зачетных кредитных единиц.

Для перерасчета дисциплин, выраженных в кредитах ECTS, в кредиты Республики Казахстан необходимо производить деление кредитов ECTS на переводной коэффициент в зависимости от наполняемости 1 кредита ECTS по каждой дисциплине:

1) для бакалаврита - в пределах от 1,5 до 1,8;

2) для профильной и научно-педагогической магистратуры - в пределах от 2 до 2,4;

3) для докторантуры - в пределах от 2,7 до 3,2.

При этом кредиты формируются в целых единицах.

Трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины.

Высшие учебные заведения назначают координатора ECTS в целом по вузу и на факультетах.

Вузовский координатор ECTS обеспечивает приверженность и применение учебным заведением принципов и механизмов ECTS, а также координирует и контролирует работу всех координаторов структурных подразделений вуза.

Координаторы ECTS консультируют обучающихся и профессорско-преподавательский состав по практическим и учебным аспектам ECTS.

Шкала оценок ECTS включает пять положительных оценок (от A до E), оценки FX, которая может быть исправлена, и оценки F без предоставления кредитов.

Система оценивания знаний Республики Казахстан, основанная на балльно-рейтинговой буквенной системе оценки учебных достижений обучающихся, включает десять положительных оценок (от A до D), которые предусматривают присвоение кредитов и одной неудовлетворительной оценки F без предоставления кредитов.

Перевод оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся и обратно осуществляется следующим образом.

 

Таблица перевода оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся

 

 Оценка по ECTS

 

Оценка по

буквенной

системе

Цифровой

эквивалент

баллов

%-ное

содержание

Оценка по

традиционной

системе

А

А

4,0

100

Отлично

В

В+

3,33

85

Хорошо

С

В

3,0

80

D

С

2,0

65

 Удовлетворительно

E

D

1,0

50

FX, F

F

0

0

Неудовлетворительно

 

Таблица перевода оценок балльно-рейтинговой буквенной системы

в оценки по ECTS

 

Оценка по

буквенной

системе

Цифровой

эквивалент

баллов

%-ное

содержание

Оценка по

традиционной

системе

Оценка по ECTS

 

А

4,0

95-100

Отлично

А

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

В

3,0

80-84

 Хорошо

С

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

 Удовлетворительно

D

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

 Удовлетворительно

E

F

0

0-49

Неудовлетворительно

FX, F

 

Для решения практических вопросов, относящихся к проблемам мобильности и признания казахстанских документов об образовании в зарубежных странах, в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в Казахстане будет создан Центр Болонского процесса и академической мобильности (путем реорганизации Национального аккредитационного центра).

Различают внешнюю (международную) и внутреннюю (национальную) академическую мобильность.

Под внешней академической мобильностью понимается обучение обучающихся в зарубежных вузах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных учреждениях.

Под внутренней академической мобильностью понимается обучение обучающихся, а также работа преподавателей-исследователей в ведущих казахстанских вузах.

Академическая мобильность отличается от традиционных зарубежных стажировок, прежде всего, тем, что, во-первых, студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки - от семестра до учебного года, и, во-вторых, во время таких стажировок они учатся полноценно, не только изучают язык и ознакомительно отдельные дисциплины, а проходят полный семестровый или годичный курс, который им засчитывается по возвращении в базовый вуз. «Базовым вузом» мы называем тот вуз, куда студент поступал и чей диплом он изначально хотел получить.

В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под горизонтальной - обучение там в течение ограниченного периода (семестра, учебного года).

Цель академической мобильности: интеграция в международное образовательное пространство, использование мировых образовательных ресурсов.

Целевой индикатор: к 2020 году 20% обучающихся в течение одного академического периода пройдут обучение в зарубежных вузах.

Период реализации: с 2011 по 2020 гг.

Ожидаемые результаты:

К 2020 году будут выполнены обязательные, рекомендательные  параметры в рамках Болонского процесса по развитию академической мобильности.

Будет усилен состав научно-педагогических кадров вузов и научно-исследовательских институтов.

Академическая мобильность будет способствовать:

1) интеграции казахстанского образования в международное образовательное пространство;

2) повышению качества знаний и уровня развития человеческого капитала;

3) сопоставимости и признанию казахстанских образовательных программ с программами зарубежных университетов;

4) усилению интернационализации высшего и послевузовского образования.

 

IV. Механизм реализации академической мобильности обучающихся

1. Обучающиеся могут самостоятельно выбрать другой вуз (внутри страны или за рубежом), определить перечень дисциплин для изучения и подать заявку координатору программ.

Координацию программ академической мобильности в вузе будут осуществлять управление (отдел) международного сотрудничества и/или офис регистратора.

2. На основе заявок обучающихся координатор программ организует заключение договора о сотрудничестве с другим вузом по согласованию с Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство).

При этом вуз-партнер и его образовательные программы должны быть аккредитованы в своей стране и внесены в Реестр аккредитованных организаций образования и аккредитованных образовательных программ.

Для обеспечения внутренней академической мобильности, оптимизации использования образовательных и материально-технических,  информационных и интеллектуальных ресурсов будет создан Консорциум национальных университетов, целью которых будет реализация совместных образовательных программ и научных исследований на основе договора.

Внутренняя академическая мобильность будет обеспечиваться между вузами-подписантами Таразской декларации. 

3. Затем на основании официального приглашения вуза-партнера обучающиеся составляют индивидуальный учебный план и согласовывают ее с кафедрой и/или деканатом факультета.

4. Далее обучающиеся представляют координатору программ заявление-обоснование с указанием цели выезда, места назначения, срока, курса и языка обучения, специальности, предполагаемых источников финансирования.

К заявлению-обоснованию прилагаются письменная рекомендация ведущей кафедры, письменное подтверждение вуза-партнера о приеме на обучение, индивидуальный учебный план и копия зачетной книжки.

5. Затем координатор программ организует работу Комиссии по проведению конкурса среди обучающихся.

Основными критериями конкурсного отбора являются: завершение одного академического периода в своем вузе, успеваемость на «A», «A-», «B+», «B», «B-», свободное владение иностранным языком (по возможности наличие сертификата о сдаче теста по иностранному языку).

6. Координатор программ с обучающимися, прошедшими конкурс, организует заключение трехстороннего соглашения между обучающимся, отправляющим и принимающим вузом.

В случае направления на обучение за счет средств национальных компаний, социальных партнеров заключается четырехстороннее соглашение.

В соглашении предполагается необходимым указывать персональные данные обучающегося (Ф.И.О, отправляющий вуз, страна), детали обучения (принимающий вуз, страна), индивидуальный учебный план: перечень дисциплин, выбранных для обучения в принимающем вузе с указанием кода дисциплины, количества кредитов принимающего вуза (при наличии национальной системы кредитов), количества кредитов ECTS, время прохождения учебной или производственной практики, семестра обучения.

7. Финансирование академической мобильности может осуществляться за счет:

- средств республиканского бюджета;

- внебюджетных средств вуза;

- грантов национальных компаний, социальных партнеров, международных фондов;

- личных средств обучающихся.

8. Обучающиеся в принимающем вузе проходят административные процедуры зачисления в соответствии с правилами учебного заведения.

9. После завершения пребывания в принимающем вузе обучающиеся представляют в свой вуз транскрипт и авансовый отчет (в случае обучения за счет средств республиканского бюджета, вуза).

На основе транскрипта обучающемуся в соответствии с казахстанской системой перезачета кредитов по типу ECTS осуществляется обязательный перезачет кредитов.

10. По итогам учебного года вуз представляет в Министерство информацию о количестве обучившихся по программам академической мобильности и сведения о вузе-партнере с указанием данных об аккредитации вуза, образовательных программ и срока их действия.

 

V. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализации концепции

1.            Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.

2.            ГОСО РК 5.04.19-2008 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения».

3.            ГОСО РК 5.04.033-2008 «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения».

4.            ГОСО РК 5.04.033-2008 «Послевузовское образование. Докторантура. Основные положения».

5.            Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения. Приказ МОН РК от 22 ноября 2007 года № 566 с изменениями и дополнениями от 30.07.2010г. № 404.