қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
18.11.2020

Природная воспитанность

 



Жизнь в полной гармонии с природой - главное кредо человека традиционной культуры

 

Вместо того, чтобы идти по проторенной, но никуда не ведущей дорожке прививания людям экологической сознательности посредством популистских высказываний, некоторые любители природы «пошли в обход» - и не прогадали.

 

В поисках гармонии


Жизнь в полной гармонии с природой - главное кредо человека традиционной культуры. По крайней мере, в этом уверен кандидат физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой ЮНЕСКО по образовательным наукам и подготовке учителей КазНПУ им. Абая Геннадий Селютин. По его словам, нашей стране наиболее близок и понятен опыт природопользования казахов-кочевников.

 

- Степь ими воспринималась как дом, отсюда четко регламентированное использование природной среды, ресурсов. Согласно древним представлениям тюркских народов - и это отражено в мифах - природа священна, равно как и все ее проявления. Раньше в казахских семьях даже не думали, что ребенок может выйти и, допустим, поджечь сухую траву. Потому что уважение к окружающему миру и его законам прививалось с раннего детства и демонстрировалось на собственном примере. Вы никогда не задумывались, почему казахи носили обувь с загнутыми носами? Для того чтобы не повредить землю, - рассказал Селютин в ходе международного экологического форума.

 

Естественным образом возникшая в прошлом экологическая сознательность укоренилась настолько глубоко, что продолжает давать плоды в настоящем - не так часто, как хотелось бы, но все же.

 

- Лет пять-шесть назад был свидетелем одной сцены. Заходит чабан и говорит своему товарищу: «Убей медведицу, она мне уже надоела, таскает баранов». А тот отвечает: «Ты знаешь, что медведица пришла с медвежатами? Сколько у тебя баранов, 500-600? Разорит она тебя, что ли, если утащит одного в неделю? Да если б не эта медведица, пришли бы волки, и потери твои увеличились». И ведь действительно, когда появляется медведь, волки уходят. Вот так знание законов природы может облегчить жизнь, а незнание, наоборот, добавить проблем, - считает профессор.

 

По его словам, у казахстанской педагогики есть определенный опыт реализации эковоспитания подрастающего поколения. Изданы соответствующие книги и пособия для преподавателей. Однако, во-первых, экология - предмет не обособленный, а междисциплинарный, без упоминания ее актуальных проблем не должны обходиться уроки биологии, естествознания и другие. Во-вторых, для пущей эффективности работа с детьми по этому направлению должна начинаться еще с детского сада. Тем более что мы можем подсмотреть позитивные примеры подобного подхода у передовых стран и адаптировать их полезные «фишки» под специфику собственных реалий и оставленную нам предками характерную экологическую культуру.

 

Дух и сила гор

 

Абсолютно солидарен с профессором Селютиным детско-юношеский тренер по боевым искусствам с 33-летним стажем работы Санжар Жубанов:

 

- У меня занимаются ребята от шести до 16 лет. Тренировки в большинстве случаев проходят на свежем воздухе, в горах. Я наблюдаю за учениками и могу с уверенностью сказать, что такие практики приводят к высоким спортивным достижениям. Дети нашей спортивно-оздоровительной секции являются чемпионами и призерами различных соревнований по каратэ, таэквондо, ушу, джиу-джитсу, грэпплингу. В нашей копилке - золотые и бронзовые медали чемпионатов мира по джиу-джитсу разных лет. Но самое главное - у них формируется особое экологическое мировоззрение.

 

Излюбленное место тренера и его подопечных - урочище «Медеу». Обычно перед командой ставится задача: подняться по лестнице, пробежать 1,5 километра и спуститься к песчаной отмели у реки Малая Алматинка. Во время одного из таких напряженных забегов в 2015 году юные спортсмены заметили растущий на отмели маленький тополь.

 

- Дети побоялись, что его затопчут, - вспоминает Санжар. - В тот день они огородили его кругом из камней. В дальнейшем с каждым нашим визитом импровизированная ограда расширялась. Каждую тренировку мы с детьми терпеливо выкладывали камни вокруг деревца. Камни были тяжелыми, ходить за ними приходилось все дальше и дальше, но это нас не останавливало. Постепенно композиция из камней стала превращаться в символичный для моих учеников солярный знак - знак солнечного тепла, коммуникации человека с природой. Долгое время наше каменное «солнце» было видно не только с канатной дороги Шымбулак, но и из космоса.

 

Теперь тренер и наставник будущих чемпионов уверен: его подопечные никогда не позволят себе выбросить мусор в природоохранной зоне. Потому что, тесно соседствуя с нею, параллельно получая знания о погоде, растениях, животных, они воспринимают себя как часть огромного природного механизма. Получая от гор силу и здоровье, они готовы на обратную связь в виде почтительного, бережного отношения.

 

Живой источник вдохновения

 

Как отметила учитель рисования Жанель Жубанова, живопись также является одним из средств пробуждения в детях осмысленного, созидательного отношения к красотам мира вокруг. Поэтому помимо стандартного для этой дисциплины знакомства с полотнами великих художников и изучения существующих жанров, стоит делать упор на наблюдение за изменениями в природе в разные времена года, рисование пейзажей с натуры, на создание поделок из всевозможных шишек, веток, листьев...

 

- Наблюдение, пожалуй, самый понятный и естественный вид деятельности для детей. Так они познают большой мир вокруг себя, получают новые знания. Наблюдение становится важнейшим «проводником» в природу и ее явления, способом расширить кругозор. Хороший педагог должен поощрять в учениках интерес к природным закономерностям, животным и растениям. Если человек с малых лет научится обращать внимание на уникальность жизни в любой, пусть даже самой причудливой форме, бережное отношение к ней станет само собой разумеющимся. Тем более что особых усилий со стороны учителя не требуется: дети любопытны и сами охотно тянутся ко всему новому. Достаточно просто направить это стремление в нужное русло, поддержать его, - советует художница коллегам по цеху.

 

Вдобавок, по мнению многих деятелей изобразительного искусства, природа со всем ее разнообразием форм, линий и красок является кладезем инструментов для развития в человеке, взявшем в руки кисть, чувства эстетики, внимательности, воображения. И, не в последней степени, - подлинной любви к родине.

 

- Мы с детьми часто выходим на пленэры (работа художника над живописным полотном на открытом воздухе. - Прим. авт.), мастерим что-то из натуральных подручных материалов. В итоге ребята начинают погружаться в экологическую тему с трех-четырех лет. На примерах талантливых пейзажистов, которых мы изучаем, учатся осознанно относится к природе, тонко чувствовать настоящую, нерукотворную красоту. Причем творческий процесс на свежем воздухе приносит одно удовольствие - дети всегда радуются урокам вне студии, - отмечает Жанель Жубанова.

 

КСТАТИ

 

В рейтинге самых экологически чистых стран мира, ежегодно составляемом Йельским университетом, по состоянию на 2020 год Казахстан занимает «почетное» 85-е место из 180 возможных. Для сравнения: вышеупомянутые Япония и Южная Корея расположились на 12-й и 28-й строчках соответственно. Дания, Швеция, Великобритания, Германия и вовсе оказались в первом десятке.


А КАК У НИХ?

 

Один из самых серьезных подходов к экологическому воспитанию - причем на протяжении всей жизни - демонстрирует Япония. Экообразование в Стране восходящего солнца основательное, четырехступенчатое. Первый этап подразумевает получение элементарных знаний о природе и ориентирован на дошколят, учеников начального и среднего школьного звена. Второй этап проходит красной нитью через всю школьную программу. За это время прививается идея важности сохранения естественных ландшафтов, охраны исчезающих видов. Третий этап - про влияние человека на экосистемы, возможность разумного управления ими, воспроизводство природных ресурсов. Данные темы проходят ученики старших классов, студенты колледжей и университетов. Четвертый этап - специализированное образование для взрослой части населения. Занятия зачастую практические и проходят на улице.

 

Другой пример - воспитание в Южной Корее. Дети участвуют в заботе о природе не на словах, а непосредственно. В частности, под присмотром взрослых выезжают на сельхозобъекты и, например, в зависимости от сезона сажают или копают сладкий картофель батат.

 

В Великобритании, Германии, США, Швеции, Канаде, Дании, Нидерландах и других развитых странах акцент в экообразовании делается на погружении в природу, то есть игры и занятия проходят вне стен образовательных учреждений. Практикуется как игровой подход - для самых маленьких исследователей окружающего мира, так и натуралистический - для тех, кто постарше. На территориях многих местных школ можно заметить свои экологические площадки, где ученики изучают растения и животных, а то и вовсе метеорологическое оборудование для наблюдения за погодой. Старшеклассники на уроках изучают солнечные батареи, устройства для очистки воды, посещают ботанические сады и ездят на экскурсии в заповедники.

 

 

18.11.2020 г.

Источник: kp.kz