24 декабря 2015года на базе КазНПУ им.Абая прошла Республиканская научно-практическая конференция «Национальная идея «Мәңгілік Ел», как системообразующий фактор высшего образования Республики Казахстан: проблемы и перспективы ее реализации», посвященная 550- летию Казахской Государственности, 20-летию Конституции Республики Казахстан, Году Ассамблеи народа Казахстана.
Цель конференции: конструктивное обсуждение и определение основных направлений воплощения национальной идеи «Мәңгілік Ел» в вузах РК.
Работа конференции осуществлялась под председательством ректора КазНПУ им. Абая, доктора педагогических наук, профессора, академика НАН РК Серика Жайлауовича Пралиева.
В работе конференции приняли участие: члены НАН Республики Казахстан, члены Ассамблеи народа Казахстана, ведущие ученые-исследователи (историки, философы, социологи, политологи, педагоги, психологи, географы и др.), занимающиеся разработкой проблем высшего образования, высшего педагогического образования, развития интеллектуального потенциала будущих специалистов и их конкурентоспособности, национального воспитания учащейся молодежи, формирования национального самосознания современной молодежи, нового казахстанского патриотизма.
Доклады участников конференции включены в сборник материалов конференции «Национальная идея «Мәңгілік Ел», как системообразующий фактор высшего образования Республики Казахстан: проблемы и перспективы ее реализации», посвященной 550-летию Казахской Государственности, 20-летию Конституции Республики Казахстан, Году Ассамблеи народа Казахстана от 18 июня 2015года.
Дата проведения конференции была перенесена на 24 декабря 2015 года по объективным (производственным) причинам, о чем участники конференции были заранее предупреждены.
Несмотря на то, что конференция носила статус Республиканской, тем неменее в ней пожелали принять участие и представители стран СНГ (Россия, Киргизия), и дальнего зарубежья (Китай, г. Пекин).
Соответственно в материалах конференции представлены статьи представителей, как вузов Казахстана, так и СНГ:
1.Казахско-турецкий международный университет им. Х.А.Яссави
2.Казахский государственный Женский педагогический университет
3.Университет «Сырдария» г.Жетысай.
4.ЗКГУ им.М.Утемисова, г.Уральск.
5.Государственнный университет имени Шакарима
6.Алматинский Университет Менеджмента
7.Кыргызский Госуниверситет им.Арабаева (г.Бишкек, Кыргызстан)
8.Каз УМО и МЯ им.Абылай хана
9.КазНАИ им Т.Жургенова, г.Алматы
10. Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова
11.Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова
12.Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева
13.Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
14.КГУ им.Ч.Валиханова
15.Таразский инновационно- гуманитарный университет
16.КГУ им.Коркыт Ата, г.Кызылорда
17.КазУМОиМЯ им.Абылай хана
18.ВКГУ, г.Усть-Каменогорск
19.Представительства вузов Кипра в Казахстане
20. Атырауский государственный университет им. Х.Досмухамедова
21.Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина (г.Астана )
22.Государственный университет им. Шакарима (г. Семипалатинск)
23.Новосибирский государственный педагогический университет (г..Новосибирск)
24.Казахский национальный технический университет им. Сатпаева (г.Алматы)
25.АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (филиал г. Алматы)
26.Казахский инженерно-педагогический университет Дружбы народов, (г.Шымкент)
27.Российский государственный социальный университет (г.Москва)
28.Павладарский государственный педагогический университет (г.Павлодар)
29.Восточно-казахстанский государственный технический университет им. Д.Серикбаева (г.Усть-Каменогорск)
30. Университет им.Сулеймана Демиреля ( Каскелен)
31.Евразийский Технологический Университет (г.Алматы)
32.Южно-казахстанский государственный педагогически й институт (г.Шымкент )
33.Ержиес университеті, Әлеуметтік ғылымдар институты, Кайсери / Түркия
34.Рудный индустриялдық институты, Рудный қ.
35.ННПООЦ «Бөбек»
36.Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова (г.Уральск)
37. Северо-казахстанский университет им. М.Ауэзова (г.Чимкент)
38.Орталық Ұлттар университеті Аз Ұлт тілдері институты, Қытай халық Республикасы,Пекин қ.
Все участнику конференции получили: опубликованные Материалы конференции, Программу конференции, «Концепцию реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» в вузах Казахстана ( на казахском и русском языках), учебник «Мәңгілік Ел» ( на казахском и русском языках).
На пленарном заседании конференции с докладами выступили:
1. Пралиев Серик Жайлауович - ректор КазНПУ им. Абая, доктор педагогических наук, академик НАН РК
Тема доклада: «Актуальные проблемы формирования национального самосознания будущих специалистов в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел».
2. Нысанбаев Абдумалик Нысанбаевич - академик НАН РК, Советник директора РГКП Института философии и политологии Комитета Науки МОН РК.
Тема доклада: «Национальная идея «Мәңгілік Ел»: казахстанская специфика и мировой опыт».
3. Молдабеков Жахан Жамбулович - доктор философских наук, профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби.
Тема доклада: «Национальная идея «Мәңгілік Ел» и духовно-нравственное воспитание молодежи».
4. Жампеисова Корлан Кабыкеновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей педагогики КазНПУ им. Абая.
Тема доклада: «Современные аспекты национального воспитания будущих специалистов в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел»: презентация «Концепции реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» в вузах Казахстана», учебника «Мәңгілік Ел» для студентов первого курса.
5. Бегалинова Калимаш Капсамаровна - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин КазНИТУ им. К.И.Сатпаева.
Тема доклада: «Дисциплина «Мәңгілік Ел» в контексте философского анализа системы воспитания в условиях глобализации».
6. Намазбаева Жамиля Идрисовна - доктор психологических наук, профессор, директор НИИ психологии КазНПУ им. Абая.
Тема доклада: «Социально-психологические основы внедрения курса «Мәңгілік Ел» в национальную систему образования».
7. Кан Георгий Васильевич - член Ассамблеи народа Казахстана, член научного экспертного совета АНК, доктор исторических наук, профессор.
Тема доклада: «Роль дисциплины «Мәңгілік Ел» в формировании культуры межнационального общения у будущих специалистов.
Для выступления в прениях слово было предоставлено:
- профессору КазНУ им. Аль-Фараби, члену отделения общественных и гуманитарных наук НАН РК, академику Сатубалдину Сагандыку Сатубалдиновичу;
- доктору педагогических наук, профессору, Президенту академии педагогических наук РК, заместителю председателя Научного совета по сравнительной педагогике Российской академии образования Кусаинову Аскарбеку Кабыкеновичу.
В результате обсуждения проблемы формирования национального самосознания будущих специалистов в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел», а также проблем, связанных с нравственно-духовным воспитанием учащейся молодежи, участники конференции приняли следующую резолюцию.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Республиканской научно-практической конференции «Национальная идея «Мәңгілік Ел, как системообразующий фактор высшего образования Республики Казахстан: проблемы и перспективы ее реализации», посвященной 550-летию Казахской государственности, 20-летию Конституции Республики Казахстан и Году Ассамблеи народа Казахстана (Алматы, 24 декабря 2015 г. )
I. В Послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства Н.А. Назарбаев отметил: «Вызовам новой глобальной реальности мы должны противопоставить целостную стратегию действий на основе наших реальных возможностей... Приоритетом государства в социальной политике должны быть масштабные инвестиции в развитие человеческого капитала. Мы должны продолжать модернизацию сфер образования... согласно ранее принятым программам».
Важными в этом плане являются Послания:
- «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» (17января 2014г.), где Глава государства Нурсултан Назарбаев поручил разработать и принять патриотический акт «Мәңгілік Ел». Глава государства назвал «Мәңгілік Ел» национальной идеей. Одновременно он призвал всех казахстанцев, каждому на своем рабочем месте» «активно включиться в работу, по реализации основных положений «Стратегии «Казахстан-2050»;
- «Нұрлы жол - путь в будущее» (11 ноября 2014г.), где сказано: «общенациональная идея «Mәңгілік Ел» должна стать крепкой идейной основой не только Стратегии «Казахстан 2050», но и нерушимой, непоколебимой идейной основой становления государства Казахстан ХХI века.
Если исходить из основных стратегических задач, обозначенных в вышеуказанных Посланиях, а также Послания «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», то содержательная часть национальной идеи «Мәңгілік Ел», должна определяется необходимостью решения ряда стратегических задач, поставленных Главой государства перед народом Казахстана на ближайшие годы: 1) стремлением страны войти в число 30-ти экономически развитых и успешных государств мира; 2) необходимостью осуществления перехода к Обществу Всеобщего Труда; 3) важностью реализации основных направлений «Стратегии «Казахстан - 2050»; актуальностью выполнения «Плана нации - 100 конкретных шагов к современному государству для всех».
Как отмечал ранее Президент, для эффективного решения этих задач государству нужны «тысячи высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов и дипломированных ученых. Образованные, грамотные люди - это основная движущая сила развития человечества в XXI веке...» (Н.А.Назарбаев). Подготовка таких специалистов задача системы высшего образования Республики Казахстан.
В этих условиях от государства педагогического сообщества в частности, требуется осознанное понимание того, что воспитание нового поколения образованных, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов и дипломированных ученых, ориентированных на активные действия по экономическому развитию страны, сохранению стабильности, независимости и безопасности нашего государства, способных строить конструктивный диалог с представителями других культур вне воспитания у них высокого уровня национального самосознания, национального духа, духа патриотизма, гражданственности и социальной активности, развитого исторического сознания и социальной памяти невозможно.
Значимость и актуальность вышесказанного усиливается тем, что в последние десятилетия общество переживает болезненный период, связанный с усилением нравственно-духовного кризиса молодёжи.
Кризисная ситуация в среде молодежи является следствием ряда причин, в том числе: сложившиеся политические, экономические, социокультурные условия, в реалиях которых находится сегодня Республика Казахстан; отсутствие должной воспитательной работы с учащейся молодежью в организациях образования.
Снижение нравственно-духовной составляющей личности порождает самые разнообразные по направленности, глубине и силе воздействия процессы. Именно поэтому так важно, чтобы оно шло в правильном направлении без перегибов и каких-либо асоциальных проявлений. В этих условиях появляется необходимость в обеспечении единой политики в области формирования у ныне живущего поколения граждан Казахстана высокого уровня национального самосознания, соответствующего
Решению этих задач будет способствовать внедрение во всех вузах Казахстана предмета «Мәңгілік Ел.
Предмет «Mәңгілік Ел» - это новый феномен, направленный на воспитание нового поколения специалистов, социально активных членов общества с высоким уровнем развития национального самосознания, национального духа, духа патриотизма, исторического сознания и социальной памяти; духа профессионализма и конкурентоспособности, готовых к активным и решительным действиям по сохранению стабильности, независимости, безопасности нашего государства.
II. Авторским коллективом КазНПУ им. Абая в 2014 году была разработана «Концепция реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» в вузах Казахстана».
На основе данной Концепции в том же году, совместно с учеными ряда других вузов, была начата разработка учебника «Мәңгілік Ел».
Сегодня учебник «Мәңгілік Ел» (на русском и казахском языках) для студентов первого курса всех специальностей вышел в свет.
Выпуск учебника посвящен 550-летию Казахской государственности, 20-летию Конституции Республики Казахстан, Году Ассамблеи народа Казахстана.
Особенностью учебника «Мәңгілік Ел» является то, что его содержательная часть:
а) носит документальный, исторический характер: цели, задачи, содержание национального воспитания будущих специалистов, определялись и формирова-лись, исходя из ретроспективного анализа основных положений стратегических документов и Посланий Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана, начиная со дня становления Независимости нашего государства;
б) строилась с учетом важнейших составляющих национальной идеи «Мәңгілік Ел» - этноформирующей, гражданской и общенациональной, ориентирующей на развитие интеллектуальной и конкурентоспособной нации, а также шести основных направлений, отмеченных главой государства Н.А. Назарбаевым в «Стратегии «Казахстан - 2050», которые должны быть взяты на вооружение при построении Сильного и Мощного Государства КАЗАХСТАН. Первое. Воспитание нового казахстанского патриотизма. Новый казахстанский патриотизм - это то, что должно объединять все общество, вне этнических различий. Второе. Равенство прав граждан всех этносов. Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Мы несем прямую ответственность за то, чтобы на нашей земле царили мир и покой. Третье. Развитие казахского языка и триединство языков. Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации. Казахский язык - это наш духовный стержень и его необходимо активно развивать, используя во всех сферах. Четвертое. Возрождение культуры, традиции и самобытности. Традиции и культура - это генетический код нации. Пятое. Поднятие роли национальной интеллигенции. Интеллигенция должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе состоявшегося государства. Шестое. Укрепление светского характера государства - это важное условие успешного развития Казахстана.
Отсюда и установки дисциплины: обновляя знание будущих специалистов об историческом и национальном опыте, научить их определять и корректировать шаги к будущему; укоренить в сознание молодых, что мы многонациональное государство, у нас одна страна - одна судьба - «Казахстан - наш общий дом»; оживить чувство хозяина у молодых в родном крае, чувство ответственности перед соотечественниками; активизировать нравственно-духовную и интеллектуально-творческую деятельность будущих специалистов как важнейших средств их профессионально-личностного становления Дисциплина «Мәңгілік Ел» отвечает новым вызовам времени - войти в 30 самых развитых стран мира.
Апробация учебной дисциплины «Mәңгілік Ел» прошла в 2014-2015 учебном году в рамках внутривузовского компонента на всех специальностях, как очного, так и заочного форм обучения КазНПУ им. Абая.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Республиканской научно-практической конференции «Национальная идея «Мәңгілік Ел, как системообразующий фактор высшего образования Республики Казахстан: проблемы и перспективы ее реализации», посвященной 550-летию Казахской государственности, 20-летию Конституции Республики Казахстан и Году Ассамблеи народа Казахстана
1. Поддержать концептуальные подходы авторов учебника к формированию национального самосознания, патриотизма, гражданственности и социальной активности будущих специалистов в контексте важнейших составляющих национальной идеи «Мәңгілік Ел» (этноформирующей, гражданской и общенациональной).
2. Одобрить учебник «Мәңгілік Ел» (для вузов), разработанного по инициативе руководства КазНПУ им. Абая с привлечением ведущих ученых вузов Казахстана.
3. Ходатайствовать перед МОН Республики Казахстан:
- о включении дисциплины «Мәңгілік Ел» (для студентов 1 курса) в ГОСО высшего профессионального образования Республики Казахстан.
Внедрение данной дисциплины в высших учебных заведениях Республики Казахстан рассматривать как патриотический акт по реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел»;
- ввести изучение данной дисциплины в рабочие учебные планы вузов РК с 2016-2017 учебного года;
- издать учебник «Мәңгілік Ел» (на русском и казахском языках), под грифом МОН РК для широкого использования;
- способствовать обеспечению УМКД, типовой программой, рабочей программой, силлабусом, краткими тезисами лекций по дисциплине «Мәңгілік Ел» вузы Казахстана;
- поддержать инициативу руководства КазНПУ им. Абая о необходимости разработки учебника «Мәңгілік Ел» для средней общеобразовательной школы.
4. Для дальнейшего развития концепта «Мәңгілік Ел» (в ближайшие 5 лет), в рамках решения вопросов реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» в организациях образования Республики Казахстан и продолжения, начатого в КазНПУ им. Абая комплексного исследования на тему: «Научно-практические основы формирования национального самосознания будущих специалистов в системе высшего образования Республики Казахстан» открыть при КазНПУ им. Абая научно-исследовательскую лабораторию МОН РК с целевым грантовым финансированием.
Цель лаборатории: проведение исследований по актуальным проблемам национального, духовно-нравственного и патриотического воспитания будущих специалистов в контексте трех важнейших составляющих национальной идеи «Мәңгілік Ел» - этноформирующей, гражданской и общенациональной, ориентированной на развитие интеллектуальной и конкурентоспособной нации.
Основные направления деятельности лаборатории:
- изучение новейших научных достижений и практического опыта в области национального, нравственно-духовного, патриотического и др. воспитания в мировом образовательном пространстве;
- выявление реального состояния уровня сформированности национального самосознания будущих специалистов в вузах Казахстана (анкетирование, интервьюирование, опрос);
- разработка модели (системы) формирования национального самосознания будущих специалистов в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел»;
- разработка материально-технического обеспечения внедрения дисциплины «Мәңгілік Ел»;
- разработка научно-практических рекомендаций по повышению качества высшего образования Республики Казахстан в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел»;
- распространение научных идей и практических достижений лаборатории через выступления с докладами на международных и республиканских семинарах, конференциях по актуальным проблемам национального, нравственно-духовного, патриотического воспитания будущих специалистов, публикацию в отечественных и зарубежных журналах с высоким ИФ, широкое освещение в СМИ;
- организация и проведение международных, республиканских конференций, методологических семинаров по актуальным проблемам формирования и развития личности будущего специалиста.
Материалы конференции для ознакомления направлены Министру образования и науки Республики Казахстан А.Б.Саринжипову.