қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
23.01.2018

 

ГЛАВНЫЙ РЕСУРС МОДЕРНИЗАЦИИ 4.0

 



Основной мессидж Послания Президента Нурсултана Назарбаева нынешнего года - поиск возможностей развития в условиях четвертой промышленной революции. В связи с этим перед нами стоит ответственная задача - формирование модернизированного общества, основанного на главенстве знаний, общественного согласия и толерантности.

 

Есть два главных типа социокультурных трансформаций: традиционализация, обеспечивающая приоритет существующих норм и правил поведения, и модернизация, которая, расширяя свободу выбора субъекта и меру его ответственности, делает ставку на инициативность и инновации. Если для нас сейчас является приоритетом модернизация страны в контексте четвертой промышленной революции, то нам необходимо адаптировать определенные ценности культуры, послужившие полигоном для многих социально-экономических модернизационных проектов.


Современное модернизированное общество характеризуется выходом на первый план человеческого капитала, знаниевого ресурса. В свое время Уинстон Черчилль сказал, что «империи будущего - это империи интеллекта». В отличие от денег, власти, силы - главных жизненных ресурсов индустриальной эпохи, на арену мировой политики, экономики в период информационной, постиндустриальной культуры выходят «умственные способности», иначе - знания. Специфика главного ресурса определяет характер современной экономики, экономики цифрового общества - она становится экономикой знаний.


Об экономике знаний заговорили еще в 60-е годы ХХ века. Родоначальник этого термина Ф.Махлуп в книге «Производство и распространение знаний в США» (1962) определял ее довольно узко, как сектор народного хозяйства, в котором происходит производство, обработка и управление знаниями. А классик теории менедж-
мента П.Друкер расширяет данное понятие и считает, что это не просто сектор экономики, а такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. Так, знание, во все времена считавшееся личным делом каждого, в одночасье превратилось в один из видов ресурсов, наряду с природными, рабочей силой и капиталом.
Ресурс знания, в отличие от остальных вышеперечисленных, обладает уникальными качествами. Например, в процессе потребления он не истощается, а увеличивается, обмен им обогащает обе стороны, его использование изменяет не только производство, но и всю социокультурную сферу.


Современные глобальные изменения, приведшие к «экономике знаний», ставят перед казахстанским обществом совершенно новые задачи. Поэтому Президент Нурсултан Назарбаев в нынешнем Послании народу Казахстана отмечает: «К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом».


Эта отрасль экономики, как и все остальные отрасли, должна вступить в конкурентную борьбу за будущих потребителей. Ведь одним из ключевых изменений современности стало появление на образовательном рынке наряду с крупными университетами новых глобальных игроков, таких компаний, которые активно продвигают идею «быстрого технологического обучения» - «безлюдного» обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий. И, как следствие этого, высшее образование во всем мире уже сейчас сталкивается с новыми технологичными конкурентами - международными онлайн-университетами, массовыми открытыми онлайн-курсами, способными дистанционно обучать недоступное классическим учебным заведениям количество студентов и выявлять наиболее талантливых и перспективных уже в школьном возрасте.


В складывающейся неоднозначной ситуации, когда материальный учебник и живой учитель теряют позиции главных источников знаний, информация, количество которой все быстрее растет, а содержание постоянно обновляется, представляется в мультимедийных интерактивных формах, возрастает необходимость цифровизации образования.


Безусловно, центральная линия нового Послания - тотальная цифровизация, которая будет пронизывать практически все сферы экономики. Процесс цифровизации образования многоаспектный, он связан и с политикой, и с социально-экономическим развитием государства, и с требованиями к компетентности педагогов и т. д. На сегодняшний день все эти составляющие на стороне использования преимуществ информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.


Из обозначенных Елбасы десяти основных задач для нас, исторически первого университета казахской земли и единственного педагогического университета, имеющего статус национального вуза, седьмая задача под названием «Новое качество человеческого капитала» является приоритетной. Ни для кого не секрет, что качество людских ресурсов напрямую зависит от системы образования, где решающая роль отводится педагогу, воспитателю, учителю, преподавателю, ментору, коучу...


В широком смысле человеческий капитал - это долгосрочные вложения, инвестиции в человека, выражающиеся затратами на здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, семейно-брачные отношения и пр. Как и любой капитал, человеческий капитал накапливается, сохраняется, имеет свою стоимость и ценность, при этом обладает свойством обесцениваться, «изнашиваться», требует константного увеличения, пополнения и пр.
Анализ и обобщение теоретических воззрений показывает, что основными факторами воспроизводства человеческого капитала являются: модель образовательной системы (тип школы, университета), финансовые, социальные ресурсы семьи, а также человеческий капитал родителей.


Чтобы иметь реальную возможность запустить процесс модернизации общества и тем самым изменить страну, необходимо понимание определяющей роли культуры. Об этом свидетельствует и тот факт, что на эффективность функционирования экономики и политики активно влияет культура: ценности, убеждения, образцы, традиции.
В коммюнике всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию «Новая динамика высшего образования и научных исследований для изменения и развития общества» от 8 июля 2009 года говорится: «Никогда прежде не было так важно инвестировать в высшее образование, являющееся одной из основных сил в создании инклюзивного и многообразного общества знаний, и всячески содействовать научным исследованиям, инновациям и творчеству».


Университет как учреждение, олицетворяющее собой образование и науку, как социальный институт, обеспечивающий социализацию личности, безусловно, играет важную роль в развитии общества. С момента своего возникновения (с XIII века) университеты выполняли миссию «преобразования мира». Именно с тех времен за университетами закрепилась интеллектуальная традиция поиска знаний, а само знание понималось как освобождение. Университет как институция практически всегда был занят формированием нового поколения образованных людей, как социальная машина обеспечивал производство будущего, формирование интеллектуального капитала общества.


Современные университеты в разных странах стали местом формирования и распространения новых социальных практик, производства новых стилей мысли и новых политических практик. Разумеется, это происходит не так быстро, как мы думаем. Роль университетов в том, что университетские преподаватели, профессора (при условии, что они могут это сделать) оставляют огромный след в умах студентов, формируют культуру мышления не столько прямым воздействием, сколько созданием определенной интеллектуальной ауры, новых интеллектуальных стилей, а вслед за ними и новых форм жизни.


Другая важная роль университета - расширение социальных горизонтов и изменение жизненных стратегий молодежи, поступающей в этот университет. За современным университетом прочно укрепилась национально-культурная (духовно-преобразующая) миссия университета. Современный университет - это «космополитичный» центр образования, который дает возможность студентам из разных уголков страны, мира научиться соединять свои национальные, локальные интересы с мировыми проблемами, тем самым способствуя тому, чтобы студенты научились жить глокально по принципу «Думать глобально, жить локально!».


Раньше университету отводилась конкретная роль - подготовка завтрашних лидеров, которым передавали знания и внушали ценности. Теперь за университетами закрепляется функция прогнозирования - предвидеть и предупреждать общество о возникающих тенденциях. Университеты одновременно учат студентов и воспитывают, помогают решать различные жизненные ситуации, общественные проблемы.


Один из аспектов постановки проблемы образования в знаниевой экономике глобализирующегося мира - это связь знания и ценностей, образования и воспитания. Образование никогда не было односторонне интеллектуальным, исключительно инструментальным, узкопрофессиональным делом.


В ценностно-ориентированном образовании можно выделить три идентичности: специалиста, гражданина, человека. Идентичность специалиста подвластна идеологии профессионализации, доверия к разуму и его аргументам. Идентичность гражданина очерчена национальными, культурно-цивилизационными ценностными ориентациями. А вот идентичность с родом человеческим строится на основе общечеловеческих гуманистических ценностей.


«Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний», - отмечает Президент. Думаю, это станет общей идеологией современной образовательной стратегии Казахстана.

 


Автор: Актолкын Кулсариева, 
доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству КазНПУ Абая

23.01.2018 г.

Источник: bilimdinews.kz, PDF