қазақша · русский · english
   
Болонский процесс

Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством - членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования. Дата 11 марта 2010 года вошла в историю казахстанского высшего образования как День подписания Болонской Декларации по решению Комитета Министров образования стран-участниц Болонского процесса (46 стран).

Республика Казахстан стала 47 страной-участницей Болонского процесса.

Цель участия Казахстана в Болонском процессе - расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества,   а также повышение мобильности студентов и преподавательского состава посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, использования системы кредитов, выдачи выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому.
Присоединение Казахстана к Болонскому процессу позволит обеспечить признаваемость казахстанских образовательных программ, учебных планов, академическую мобильность студентов и преподавателей, конвертируемость отечественных дипломов в европейском регионе, право выпускников на трудоустройство в любой стране.

Подписание Республикой Казахстан Болонской Декларации подразумевает выполнение обязательств по выполнению его основных параметров.

Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая стал признаваемым вузом на международной арене. КазНПУ имени Абая первый среди пелагогических университетов Казахстана подписал Великую Хартию Университетов в Болонском Университете (Италия) 2007 году.

Болонский процесс на уровне государств был основан в 1999 году. С тех пор в Великую Хартию Университетов вошли около 600 вузов мира. Главная цель ВХУ - консолидация усилий научной и просвещенской общественности и правительств европейских стран для существенного повышения конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг.

I.  Преамбула

11-12 марта 2010 года на II Болонском Форуме Министров образования стран - участниц Болонского процесса (в г.Будапешт, Венгрия и г.Вена, Австрия) Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса.

Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством, который удостоился чести присоединиться к Болонской декларации и стал полноправным участником европейского образовательного пространства.

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов:

1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;

2) признание отечественных квалификаций и академических степеней;

3) обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;

4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;

5) реализация совместных образовательных программ;

6) создание условий для обеспечения конвертируемости казахстанских дипломов о высшем образовании в европейском регионе и права выпускников на трудоустройство в любой стране.

Главная цель, ради которой осуществляется движение в международное образовательное пространство - обеспечение качества казахстанского высшего образования в соответствии с мировыми стандартами, повышение его привлекательности и конкурентоспособности.

Одним из основных принципов Болонской Декларации является академическая мобильность студентов и преподавателей.

В предстоящем десятилетии до 2020 года нам предстоит достичь высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования.

Казахстан может преуспеть в этом усилии только в том случае, если будет максимально использовать способности и возможности своих граждан, будет полноценно участвовать в процессе обучения на протяжении всей жизни, а также в расширении участия в высшем образовании.

Обучение, ориентированное на результат, и мобильность помогут обучающимся развивать компетенции, которые необходимы им адаптироваться к меняющемуся рынку труда, и которые позволят им стать активными и ответственными гражданами.

 II. Анализ текущей ситуации. Условия для развития академической мобильности

В высшем образовании Республики Казахстан реализованы основные принципы Болонской декларации. Во всех вузах внедрена кредитная технология обучения. Вузы республики активно реализуют совместные образовательные программы с зарубежными университетами.

Осуществлен полный переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D.

Образовательные программы бакалавриата состоят из трех циклов, каждый из которых включает обязательный (то есть государственный) компонент - ОК и компонент по выбору (то есть вузовский и элективный компонент) - ВК. Среднее соотношение между ОК и ВК составляет 60(50):40(50). Это позволяет формировать высшим учебным заведениям совместные образовательные программы, студентам - индивидуальную образовательную траекторию. В рамках ВК студенты могут изучать дисциплины и осваивать кредиты других - казахстанских и зарубежных вузов.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы будут расширяться границы академической свободы высших учебных заведений. В результате этих тенденций соотношение ОК и ВК будет доведено до 30:70.

На сегодняшний день контингент обучающихся в бакалавриате составляет 620442 человека, из них на основе госзаказа - 140533 человека.

Образовательные программы магистратуры реализуются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному. Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, практики, определяющих содержание образования. Образовательная компонента магистерских программ состоит из двух циклов дисциплин: базового и профилирующего, каждый из которых складывается из ОК и ВК.

Более широко представлена академическая свобода магистерских программ. Так, ОК составляет по научному и педагогическому направлению 32%, по профильному направлению 29-31%.

При этом образовательный блок в общем объеме магистерской  программы составляет от 74% в научном и педагогическом направлении до 78-80% в профильном направлении:

при профильной подготовке - не менее 24 кредитов, из них 19 кредитов образовательной компоненты (со сроком обучения 1 год) и не менее 36 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них 28 кредитов образовательной компоненты;

при научной и педагогической подготовке - не менее 46 кредитов, из них 34 кредита образовательной компоненты.

На сегодняшний день контингент обучающихся в магистратуре составляет более 10,0 тыс. человек, из них на основе госзаказа - 5,9 тыс. человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного магистранта составила 396,0 тыс.тенге.

Лицензии на подготовку кадров магистров имеют 118 вузов, в том числе 9 национальных, 31 государственных, 9 акционированных, 5 негражданских, 64 частных. Госзаказ на подготовку магистров размещен в 56 вузах и 2 НИИ.

В целом в Казахстане образовательную и научно-исследовательскую деятельность осуществляют 148 вузов и 162 НИИ.

Количество ППС вузов составляет 39 600 человек, из них ученые степени имеют 18037 человек, или 45,5%.

Средний возраст докторов наук составляет - 56,8 лет, кандидатов наук - 48,5 лет. Наблюдается старение научно-педагогических кадров.

Для увеличения научного потенциала заявлена потребность в магистрах вузами на 10729 человек, НИИ - 1066 человек, государственных органов - 1670 человек.

С учетом заявленной потребности с 2011 года будет увеличен объем госзаказа в магистратуре до 5000 мест при распределении на научную и педагогическую и профильную в соотношении 70:30 (3500 мест на научно-педагогическую и 1500 мест на профильную магистратуру).

Образовательные программы докторантуры осуществляются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному с присуждением высшей академической степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю. Срок обучения в докторантуре - не менее 3-х лет.

Образовательные учебные программы докторантуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по направлению научной специализации.

Структура образовательной докторской программы содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную.

Образовательная компонента состоит из теоретического обучения, включающая базовые и профилирующие дисциплины общим объемом не менее 30 кредитов.

ОК по циклу базовых дисциплин составляет 40% от общего его объема, а цикл профилирующих дисциплин полностью представлен КВ. 

Научная компонента образовательной программы формируется из научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации.

Обязательным условием является наличие зарубежных партнеров-университетов.

С 2005 года в режиме эксперимента в вузах республики начали внедряться образовательные программы по подготовке докторов PhD. Первоначально в двух вузах: Казахском национальном университете им.              аль-Фараби и Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева. С каждым годом число вузов включаемых в эксперимент увеличивается. В настоящее время 29 вузов, в 16 из них размещается государственный образовательный заказ.

С 2008 по 2010 годы состоялись выпуски первых докторов PhD: всего 184, из них в КазНУ им. аль-Фараби - 112 человек и ЕНУ им. Гумилева - 72.

На данный момент контингент обучающихся в докторантуре составляет более 540 человек, из них на основе госзаказа обучаются 497 человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного докторанта составила 1270,0 тыс.тенге.

Первый опыт подготовки докторов PhD показал как положительные стороны, так и негативные моменты данного эксперимента.

Положительные стороны:

  • Расширение международного сотрудничества.
  • Приближение казахстанских образовательных программ к мировому уровню.
  • Привлечение к реализации образовательных программ докторантуры зарубежной профессуры, экспертов-практиков крупных национальных и иностранных компаний.
  • Использование инновационных зарубежных методик образования и их адаптированность к казахстанским послевузовским стандартам.

 Несмотря на радикальные изменения в подготовке научно-педагогических кадров, в системе магистратуры и докторантуры существуют такиепроблемы, как:

  • Слабая организация образовательного процесса, зачастую весь учебный материал отдается на самостоятельное изучение.
  • Большинство магистрантов и докторантов не владеют иностранными языками на необходимом уровне, что затрудняет их доступ к передовым научным источникам и снижает их мобильность на международном уровне.
  • Качество защищаемых магистерских и докторских диссертаций остается низким, поскольку слабо ориентировано на конкретный научный результат. Анализ показал, что вузы не соблюдают требования к уровню подготовки докторов Ph.D, полученная самостоятельность в присуждении высшей академической степени не всегда сопровождается должной их ответственностью за предоставленные возможности. Снижены требования к процедуре защиты докторских диссертаций.
  • Отсутствие институционального обеспечения соответствия между научно-педагогическими кадрами: специалист, кандидат наук и доктор наук и магистр и доктор Ph.D порождает недоразумения в квалификационных требованиях.
  • Научные организации оказались в стороне, их огромный научный потенциал (кадровый, ресурсный, лабораторный, исследовательский) оказался не вовлеченным в данную форму подготовки научных кадров.

В целом в образовательной деятельности вузов не на должном уровне находят реализацию основные постулаты Болонской декларации:

  • Не развита академическая мобильность обучающихся.
  • Ограничены возможности обучающихся в выборе дисциплин, программ и ППС.
  • Продолжает иметь место использование традиционных методов планирования и организации учебного процесса.
  • Отсутствует сопоставимость образовательных программ.

Одним из инструментов повышения качества образования, как показывает мировая практика, является академическая мобильность. Берлинское коммюнике (2003 г.) называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования».

Кроме того, в Лювенском коммюнике (2009 г.) мобильность характеризуется отличительной чертой Европейского пространства высшего образования. «Мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований. Она усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет важное значение для развития личности и для трудоустраиваемости, формирует уважение к многообразию и способность понимать другие культуры. Она побуждает к языковому плюрализму, закладывая тем самым основу для многоязычной традиции Европейского пространства высшего образования, и расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями.».