Негізгі бет /
БАҚ біз туралы
17.06.2020 Высшее образование РК: реформировать нельзя оставить
Стратегическую цель - войти в 30-ку глобальных конкурентоспособных стран мира - Казахстан может достичь не только развивая экономику, но, прежде всего, повышая качество человеческого капитала через развитие системы образования. В этой статье мы предлагаем ряд мер по реформации образовательной системы. Однако понять проблемы высшего образования и выработать варианты решения мешают «мифы» об этой отрасли. Давайте для начала их разберем.
Мифы об образовании Казахстана
Миф 1. В стране слишком много студентов В 2018-2019 учебном году студенты в Казахстане составляли 3% населения, в то время как в США, например, этот показатель составил 6,3%[1] (таблица 1). Таблица 1 - Количество студентов
Миф 2. В Казахстане слишком большое количество вузов.
В 2018-2019 учебном году в стране было 7 вузов на 1 млн. жителей. По сравнению, в Малайзии на 1 млн. человек - в два раза больше вузов: Таблица 2 - Количество вузов
При этом доказано влияние вузов на экономическое развитие страны, и чем их больше, тем экспансивнее рост. Например, по данным Национального бюро экономических исследований Великобритании, увеличение количества вузов в два раза повышает ВВП на душу населения в регионе на 4%[1].
Миф 3. Система образования Казахстана неэффективна. Как измерить этот показатель? Очевидно, сравнив объём финансирования образования с результатами международных рейтингов.
Таблица 3 - Соотношение объема финансирования сферы образования и рейтинга ПРООН.
Как видим, Казахстан при финансировании около 9 тысяч долларов на 1 студента не сильно отстает и даже опережает ряд стран.
Сравним финансирование образования и обороны в Казахстане. К 2020 году рост затрат на оборону составил почти 160 млрд тенге, а рост затрат на высшее образование - всего 10,5 млрд. тенге (разница - 15,3 раза).
Тогда как, мировая статистика [2] показывает, что развивающиеся страны больше тратят на развитие системы образования, а не на оборону. Малайзия тратит 3,47 млрд $ на оборону, 45,4 млрд $ - на образование - в 13,1 раз больше. Южная Корея 43,1 млрд $ - на оборону, 349,2 млрд $ на образование - в 8 раз больше. Грузия 0,33 млрд $ на оборону, 1,71 млрд $ на образование - в 5,2 раз больше. Казахстан 1,57 млрд $ на оборону, 5,1 млрд $ на образование - лишь в 3,2 раз больше (таблица 4).
Таблица 4 - Сравнение расходов на оборону и образование в разрезе стран
Поговорим о качестве
Отражается ли такой дисбаланс в расходах на качестве образования? Судите сами. По результатам PISA-2018 (тест функциональной грамотности школьников) разрыв между средними показателями стран ОЭСР и Казахстана существенно увеличился [7].
Таблица 5 - Результаты PISA - 2015, 2018
А вот данные других рейтингов. Казахстан занимает 93 место в рейтинге The world`s largest ranking of countries and regions by English skills среди 100 участников.
Также, у нас сохраняется большой разрыв в 29-37 баллов между показателями города и села[2] по результатам TIMSS-2015 - оценка математического и естественнонаучного образования школьников.
По результатам PISA (2009, 2012, 2015, 2018) и TIMSS (2007, 2011, 2015) в школе сохраняется большой разрыв в качестве образования по регионам, территориям (город-село), языку обучения и социально-экономическому статусу семьи.
Также, в разрезе регионов разница между самым низким и высоким показателями PISA соответствует 3 годам обучения[8]. Это значит, что 9-классники одного региона в оценке знаний могут отставать от 9-классников другого региона на 3 года.
Меняем тренды
Чтобы изменить складывающуюся ситуацию, предлагаем:
Сделать высшее образование доступным для социально уязвимых слоев населения
В Казахстане в 2018-2019 году 30% студентов учились на госгранте (рисунок 2). По сравнению с 2015 годом количество государственных грантов в 2019 году выросло на 67%. Однако сохраняющийся разрыв показателей между городом и селом (таблица 6) требует изменения системы распределения грантов в пользу увеличения грантов для социально уязвимых слоев населения. Подробнее>>
17.06.2020 г. Источник: bilimdinews.kz
|