қазақша · русский · english
   
  Негізгі бет / БАҚ біз туралы
11.01.2022

Дархан Билялов: развитие страны зависит от конкурентоспособности каждого ее гражданина

 


 

Важен успех не «лучшего», а каждого ученика

 

Уже давно является аксиомой понимание человеческого капитала, как ключевого фактора успеха любого государства. Развитие человеческого капитала важно для решения вопросов, касающихся образования, здоровья, благополучия и отдельного человека, и всего народа в целом. Опыт развитых стран показывает, что в результате развития образования и науки, реформ и инвестиций, направленных на занятость населения, можно качественно изменить к лучшему жизнь всего народа, построить интеллектуальное общество, отвечающее требованиям времени, воспитать успешную молодежь. И чтобы государство по-настоящему процветало, каждый гражданин должен иметь широкие возможности для получения образования.

 

Наиболее прогрессивные образовательные системы еще и отличаются высоким уровнем равенства в учебных достижениях. Так, сеть учреждений среднего образования (школ) Финляндии достаточно однородна в независимости от того, в каком районе страны находится школа и относится ли она к сельской или городской местности. Статистическая разница между самыми отстающими и самыми академически подготовленными учениками также невелика в Южной Корее, Тайване и Сингапуре. Заметьте, во главу угла ставится успех каждого, а не лучшего ученика. Пример этих стран приводит к выводу, что именно основной костяк (большинство) хорошо успевающих учеников с малой дисперсией в успеваемости определяет успех той или иной национальной системы образования. 


Село и город должны сравняться

 

В Казахстане, как страны со значительной долей сельского населения, решение проблемы неравенства между городскими и сельскими школами является приоритетом и требует конкретных шагов.

 

Так, для повышения качества среднего образования в сельской местности могут оказаться эффективными следующие шаги: обеспечение школ (включая малокомплектные) квалифицированным педагогическим персоналом, изменение системы оплаты труда, полное обеспечение лучшими учебными материалами, адаптация учащихся к новому технологическому укладу путем интеграции информационных технологий в образовательный процесс, оснащение надежной интернет-связью, компьютерными классами и новейшими цифровыми технологиями (3D-принтер, робототехника, искусственный интеллект, средства дополненной реальности и др.); модернизация методик обучения и развитие онлайн-систем образования с созданием региональных школьных ресурсных центров. Государство неустанно решает данные задачи и на них предусмотрены специальные средства из республиканского бюджета.


Чем же может помочь процессу ликвидации разрыва в знаниях между сельскими и городскими учащимися педагогический вуз?

 

В первую очередь, через подготовку учителей для сельской местности. Например, в КазНПУ им. Абая проводится широкая работа по подготовке учителей для малокомплектных школ. В университете реализуются программы double major, когда будущий педагог получает знания, дающие ему возможность преподавать два предмета. Это дает нашему выпускнику колоссальное преимущество, а школе - столь необходимого учителя-предметника по естественно-математическому циклу и гуманитарным дисциплинам. Кроме того, реализуются программы major-minor, состоящие из основного профиля (например, биология и лабораторные исследования в медицине). Во-вторых, через методическую поддержку. У нас работают сильнейшие и известные методисты. Университет является базовым вузом республиканского учебно-методического объединения, включающего ученых всей страны. Кроме того, при университете функционирует консультационно-методологический центр инклюзивного образования. В планах - создание сектора по работе с малокомплектными школами. В-третьих, университет развивает самих учителей сельских и, в особенности, малокомплектных школ. Так, профессора университета регулярно проводят курсы повышения квалификации для учителей малокомплектных школ всех регионов Казахстана.

 

Дети должны учиться вместе

 

Кроме обеспечения равных образовательных возможностей между сельским и городским населением остаются другие вопросы, требующие пересмотра имеющихся подходов к организации учебного процесса. Это, в первую очередь, развитие инклюзивного образования.

 

Инклюзивное образование и равные возможности для всех детей независимо от их физического и умственного состояния - еще одна область, на которой, на мой взгляд, нужно сфокусировать внимание образовательной реформы. Привлечение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы требует больших усилий в плане обязательной коррекционной, педагогической и психологической помощи. Помимо вопросов качественного социального обслуживания детей с особыми образовательными потребностями и их семей, охвата детей социальными услугами, существенных различий между регионами и профессиональной подготовки социальных работников требуют соответствующих решений и вопросы квалификации работающих с ними специалистов. Повышение квалификации специалистов, обучающих детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, должно быть обеспечено специальными курсами и приобретать международный опыт.

 

Школам с инклюзивными классами может потребоваться дополнительный персонал, не просто для улучшения соотношения учащихся на одного учителя, но и для настоящей квалифицированной помощи в процессе инклюзии, например, через привлечение таких специалистов, как логопеды и консультанты в помощь учащимся и педагогам. Координаторов обучения и учителей необходимо поощрять и давать им возможность разрабатывать индивидуальные планы обучения для детей с ограниченными возможностями. Несомненно, работникам, занимающимся с особыми детьми, необходимы специальные курсы и тренинги. Можно предложить краткосрочные и бессрочные курсы, а также помочь получить высшее образование, которое обеспечит наличие в школах соответствующих специалистов. Также необходимо формирование своеобразного профессионального сообщества (community of practice), к которому могли бы прибегать педагоги в сложных и новых педагогических и психологических ситуациях.

 

Для самих детей с ограниченными возможностями и их родителей следует проводить консультации по вопросам профессиональной ориентации и, по возможности, составлять учебные программы с учетом будущих профессий, которые помогут таким детям достичь эффективных целей в будущем. Условия для качественного инклюзивного образования должны быть на всех уровнях образования, также должна быть обеспечена его преемственность и непрерывность.

 

Нужно больше учителей

 

По прогнозам экспертов, к 2025 году дефицит мест в средних учебных заведениях Казахстана составит порядка 500 тыс. мест. Для решения этой проблемы будут построены школы на средства государства и бизнес-структур. Так, за счет госбюджета и привлечения частных инвестиций планируется построить 1000 новых школ в рамках поручения Президента страны К.К.Токаева.

 

Как отметил на заседании Мажилиса Парламента страны Президент РК Касым-Жомарт Токаев: «Безусловным приоритетом является обеспечение доступа к качественному образованию. Это важнейший фактор развития всего общества. Как бы мы не обеспечивали школы материально, без хороших учителей поднять качество образования невозможно». Поэтому, одним из важных вопросов в сфере образования со стороны государства является повышение статуса педагога, который из года в год дополняется конкретными решениями в улучшении условий труда учителей и преподавателей, повышении их квалификации и материального благосостояния. Радует повышенный интерес к профессии педагога среди выпускников школ: в этом году в КазНПУ имени Абая поступило рекордное количество студентов.

 

Наряду с искоренением дефицита школ и необходимостью подготовки большего числа педагогов, в настоящее время актуальны вопросы повышения квалификации директоров учреждений среднего образования. Решение этой проблемы - ответственная задача, поставленная перед вузами, в первую очередь перед КазНПУ имени Абая.


Образованная нация - процветающая нация

 

Большие результаты могут быть достигнуты путем модернизации системы образования Казахстана, если будет выполнено следующее условие: образовательная политика должна быть доказательной, аргументированной, то есть основываться на конкретных данных отрасли. В формировании конкретных мер, направленных на обеспечение равнокачественного образования для всех юных казахстанцев, можно опираться на международный опыт, при этом жизненно важен учет нашего национального контекста в каждом конкретном преобразовании.

 

Образование - особая отрасль социально-экономической жизни общества, от ее развития зависит будущее нашей страны. Повышение качества образования - несомненный приоритет. Качественное образование для всех - это не просто лестница вверх к конкурентоспособности, а социальный лифт, который позволит каждому гражданину, вне зависимости от места жительства и физических особенностей, самореализоваться и активно участвовать в продвижении страны на лидирующие мировые позиции. 

 

11.01.2022 г.

Источник: bilimdinews.kz