қазақша · русский · english
   
  Негізгі бет / Хабарландыру
25.11.2013

 

В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоится защита диссертации  на соискание ученой  степени  доктора философии PhD Шармуханбет Салтанат Русланқызы на тему:«Методические основы подготовки педагогов к использованию приборов с удаленным доступом и виртуальных приборов как средства информатизации образования (на примере подготовки преподавателей физики)» по специальности 6D011100-Информатика.

Диссертация выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.

Язык защиты - русский.

  Научные консультанты:

Бидайбеков Еcен Ыкласович - доктор педагогических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая;

Гриншкун Вадим Валерьевич - доктор педагогических наук, профессорМосковского городского педагогического университета (Россия, Москва);

        Рецензенты:

        Тажигулова Альмира Избасаровна - доктор педагогических наук, доцент, президент АО Национальный центр информатизации;

Усенов Сагидулла Сагинаевич - доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой «Информатики» Кзылординского Государственного университета им. Коркыт Ата;

Защита состоится 25 декабря 2013 года, в 10.00 часов в диссертационном совете Казахского национального педагогического университета имени Абая, по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Джамбула, 25, 6-кабинет, 1-этаж. Адрессайта: www.kaznpu.kz; e-mail:aiya­_c@mail.ru

 

 

и.о. ректора М.Е.Ермаганбетов

 

 

Исп: Сагимбаева А.Е.

тел: 8 (727) 2 -91-58-52

 

 

Шармуханбет Салтанат Русланкызы

Методические основы подготовки педагогов к использованию

приборов с удаленным доступом и виртуальных приборов как

средства информатизации образования

(на примере подготовки преподавателей физики)

Аннотация

к диссертационной работе на соискание научной степени доктора философии (PhD) по специальности 6D011100 - Информатика

Актуальность исследования. В настоящее время информационные технологии не только применяются в обучении студентов, но и становятся объектами изучения в курсах, связанных с информатизацией образования. При этом не исследованными оказываются частные методики, распространяемые на подготовку педагогов к информатизации обучения отдельным дисциплинам, требующим особых средств обучения. Практические занятия школьников по физике, химии или биологии уже невозможно представить без использования компьютерной техники и работающих на ее основе специальных приборов. Виртуальные приборы используют, как для замены обычных приборов, так и в рамках измерений и демонстрации, для которых при обучении в распоряжении учителя нет обычных приборов. Проведение таких занятий будет эффективным и приведет к повышению результативности обучения школьников только при условии соответствующей подготовки педагогов. Однако в сложившейся системе подготовки школьных учителей в области информатизации образования недостаточно отражены подходы к созданию и применению приборов с удаленным доступом и виртуальных приборов, не выявленными остаются области потребности систем обучения физике в виртуальных и реальных приборах. Это свидетельствует об актуальности темы исследования.

Цель исследования - определение принципов, целей, содержания, методов, форм и средств подготовки педагогов в области информатизации образования, направленных на формирование готовности к разработке и использованию приборов с удаленным доступом и виртуальных приборов, выявление потребностей школьного курса физики в таких средствах обучения.

Объект исследования - система подготовки в области информатизации образования бакалавров и магистров педагогических вузов.

Предмет исследования - процесс подготовки учителей к созданию и использованию приборов с удаленным доступом и виртуальных приборов в качестве средства информатизации образования (на примере системы подготовки преподавателей физики).

Задачи исследования:

изучить основные направления информатизации образования, выявить особенности использования приборов с удаленным доступом, реальных и виртуальных лабораторных приборов при обучении студентов и школьников; определить существующие подходы к обучению преподавателей физики к использованию средств информатизации;

выявить потребности системы обучения физике в использовании приборов с удаленным доступом, реального и виртуального лабораторного оборудования;

построить модель подготовки учителей физики к использованию виртуальных приборов и приборов с удаленным доступом в качестве средств информатизации образования, на ее основе определить принципы, цели и содержание такой подготовки;

разработать методы, системы заданий и лабораторных работ для подготовки педагогов к созданию и применению приборов с удаленным доступом и виртуальных приборов, определить технологии и средства для создания виртуальных приборов, экспериментально проверить эффективность усовершенствованной системы подготовки педагогов в области информатизации образования.        

Научная новизна:

обоснованы необходимости совершенствования систем подготовки педагогов в области информатизации образования, направленного на овладение подходами к разработке и применению виртуальных приборов;

определены областей потребности систем обучения физике в использовании реальных и виртуальных приборов;

выявлены принципы подготовки студентов к разработке и использованию приборов с удаленным доступом и виртуальных приборов, моделированы системы подготовки в области информатизации образования;

отбор и адаптация технологий создания виртуальных приборов с целью включения их в содержание подготовки будущих преподавателей;

разработаны методологии обучения информатизации образования (на примере подготовки преподавателей физики), ориентированной на приобщение педагогов к созданию виртуальных приборов, моделей, приборов с удаленным доступом и эффективному обучению школьников с их использованием.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности применения виртуальных приборов и приборов с удаленным доступом в качестве средств информатизации обучения студентов педагогических вузов и последующего обучения ими школьников, обоснована необходимость и предложены пути соответствующего расширения методической системы подготовки педагогов в области информатизации образования, выявлены принципы и построена модель такой подготовки, определено, что в качестве технологии построения виртуальных моделей преподавателями целесообразно использовать сборочное и визуальное программирование.

Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания обучения будущих учителей физики созданию и использованию виртуальных приборов и приборов с удаленным доступом, конкретизации проектного метода для такого обучения и формировании на этой основе описанной системы творческих заданий и лабораторных работ. В ходе исследования собраны и систематизированы в соответствии с потребностями систем подготовки школьников по физике виртуальные приборы и другие аналогичные средства информатизации, описаны аппаратная и программная реализация приборов с удаленным доступом, рассматриваемые как элемент содержания подготовки педагогов, классифицированы виртуальные физические лаборатории и лабораторные работы, применяемые для обучения школьников. 

 

Аннотации

Диссертация