Негізгі бет /
БАҚ біз туралы
15.01.2018 Профессионалы будущего
В этом году послание президента народу Казахстана посвящено развитию страны в контексте Четвертой промышленной революции.
Небольшой исторический экскурс - Первая промышленная революция стартовала в XVIII веке с использованием силы пара, которая позволила механизировать производство. Вторая революция ознаменовалась применением в конце XIX столетия электроэнергии, что содействовало развитию массового производства. Третья, возникшая в 1950-х годах, дала миру электронику и информационные технологии, автоматизировавшие массовое производство. Четвертая промышленная революция, формируясь в рамках третьей, характеризуется слиянием технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами.
Термин «Четвертая промышленная революция» стал особо популярен после 46-го заседания Всемирного Давосского экономического форума (20 января 2016 года). Тема форума, сформулированная Клаусом Мартином Швабом - известным швейцарским экономистом, основателем и бессменным президентом ВЭФ, совпала с названием его статьи «Четвертая промышленная революция» в журнале Foreign Affairs. В скором времени была опубликована и сама его книга «Четвертая промышленная революция».
Ключевое положение Индустрии 4.0 гласит о том, что эта промышленная революция приведет к кардинальному, фундаментальному преобразованию всех аспектов жизнедеятельности человечества. Так как в Индустрии 4.0 во главе угла будут стоять инновации, их интенсивность и скорость реализации, то несложно назвать всех тех, кто будет делать Четвертую промышленную революцию. Это высокотехнологичные развитые страны (США, Япония, Южная Корея, Евросоюз, Китай и т. д.). Как правило, инновации в основном появлялись в какой-то одной из вышеназванных стран либо в той или иной степени в результате кооперации между ними.
В своей книге Клаус Шваб предупреждает о таком вызове Четвертой промышленной революции, как разделение мира уже не по цивилизационным, религиозным или национальным признакам, а по технологическому признаку. Мир в будущем, возможно, разделится, условно говоря, на «технорасу» и на «остальных» (отставших от «технорасы»). Причем не факт, что сырьевые ресурсы «нетехнологичных» стран будут представлять интерес для первых. Ведь уже появляются инновационные источники энергии, а использование нефти, газа и угля так, как его используют сейчас, в обозримом будущем станет анахронизмом. Если даже на данный момент это звучит слишком футурологическим, тем не менее нам предстоит осознать всю сложность, масштабность и динамичность развития новой промышленной революции.
Понимая глубину грядущих трансформаций, Нурсултан Назарбаев обозначил тему своего послания «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» и поставил 10 задач, дающих четкий алгоритм действий, нацеленных на выполнение стратегических задач по технологической и социальной модернизации 4.0 казахстанского общества. Глава государства подчеркнул, что современные технологии меняют мир, а также «глобальные технологические сдвиги несут в себе как вызовы, так и новые возможности роста».
Безусловно, центральной линией нового послания является тотальная цифровизация, которая будет пронизывать практически все сферы экономики. Особо обращает на себя внимание внедрение новых технологий и цифровизация в области индустрии. Президент отмечает, что «необходимо разработать и апробировать новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию наших предприятий с ориентацией на экспорт продукции». Наша промышленность только через цифровизацию производственных процессов и освоение современных бизнес-моделей может выйти на высококонкурентную среду мирового рынка. Президент предлагает реализовать пилотный проект по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий, а затем этот опыт широко распространить всему индустриальному кластеру.
Из обозначенных елбасы 10 основных задач для нас, как исторически первого университета казахской земли и единственного педагогического университета, имеющего статус национального вуза, является седьмая задача с общим названием «Новое качество человеческого капитала». Не секрет, что качество людских ресурсов напрямую зависит от системы образования, где решающая роль отводится педагогу: воспитателю, учителю, преподавателю, ментору, коучу...
«Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний», - отмечает президент. Думаю, это станет общей идеологией современной образовательной стратегии Республики Казахстан.
Эффективность системы образования напрямую зависит от качества педагогической деятельности. Каким должен быть педагог новой эпохи - Четвертой промышленной революции? Что такое инновационная культура педагога? Ответы на эти и другие вопросы во многом будут определять дальнейшую модернизацию системы образования. Адаптивность к изменениям динамично меняющегося мира и есть условие выживания в современной реальности. Социальные трансформации, происходящие в процессе становления новой индустрии, определяют новые задачи, стоящие перед всем современным образованием. Появление новых профессий и изменение требований к компетенциям выпускников образовательных учреждений потребует готовности к изменению смысла и содержания образования, к внедрению новых методов и средств обучения.
Давосский форум подготовил специальный доклад The Future of Jobs, где сказано, что около 65% детей, которые сейчас отправляются в начальную школу, будут работать по специальностям, пока не существующим. Базовыми навыками для профессионалов будущего станут умение учиться в течение всей жизни (life long learning), критическое мышление и самоконтроль. Фактически речь идет о том, что подрастающему поколению не доведется довольствоваться полученной специальностью, трудовой путь молодых людей будет в обязательном порядке связан с адаптацией к возникающим вызовам и непрерывным саморазвитием. В мире волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности (в мире VUCA) ясно одно: профессионал будущего в случае надобности должен будет легко и быстро перестраиваться и переучиваться под новые задачи и новые занятия.
Поэтому, как считают аналитики Давоса, будущий профессионал Индустрии 4.0 к 2020 году должен обладать следующими навыками: комплексное решение проблем; критическое мышление; креативность; управление людьми; координация действий с другими; эмоциональный интеллект; формирование собственных суждений и принятие на их основе решений; сервис-ориентация; взаимодействие на основе переговоров; когнитивная гибкость.
В этой связи в рамках послания можно выделить приоритетные задачи, стоящие и перед нашим Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая - кузницей педагогических кадров. Для университета это включает и дальнейшее совершенствование новых образовательных программ, а также синхронизированных с ними учебников; инновативность подходов к обучению и росту квалификации педагогов; качественное развитие педагогических кафедр, усиление естественно-математических кафедр с учетом реальности нового вида грамотности в эпоху Индустрии 4.0 - программирования. Считаю, что нашему академическому сообществу жизненно важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов с учетом международных требований к цифровым навыкам. В образовательных платформах Всемирной сети необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей вузов, которые «позволят всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям», как отмечает президент.
Неоднократно президент в своих программных выступлениях поднимал вопрос повышения престижа профессии учителя. И в нынешнем послании Нурсултан Назарбаев подводит нас к необходимости консолидированной общей работы для повышения престижа педагога - человека, от чьей профессиональной ответственности и креативности зависит человеческий потенциал страны.
Современные глобальные изменения, приведшие к «экономике знаний», ставят перед обществом совершенно новые задачи. «К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом», - отмечает президент. Эта отрасль экономики, как и все остальные должна вступить в конкурентную борьбу за своих будущих потребителей. Одним из ключевых изменений современности стало появление на образовательном рынке наряду с крупными университетами новых глобальных игроков - таких компаний, которые активно продвигают идею быстрого технологического обучения - безлюдного получения знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Высшее образование во всем мире уже сейчас сталкивается с новыми технологичными конкурентами - международными онлайн-университетами, массовыми открытыми онлайн-курсами, способными дистанционно обучать недоступное классическим учебным заведениям количество студентов и выявлять наиболее талантливых и перспективных уже в школьном возрасте.
В складывающейся неоднозначной ситуации, когда материальный учебник и живой учитель теряют позиции главных источников знаний, информация, количество которой все быстрее растет, а содержание постоянно обновляется, предоставляется в мультимедийных интерактивных формах.
Одно из преимуществ, которым обладает данная форма обучения, это то, что образование становится возможным в любых условиях, получить его можно, находясь в любой точке мира. В этом контексте мы должны форсировать полноценное дистанционное обучение, разрабатывая новые актуальные и востребованные на образовательном рынке дистанционные курсы. Для того чтобы был интерес к университетской образовательной продукции, она должна аккумулировать в себе передовые научные и технологические достижения. Это возможно только с помощью приоритетной научной составляющей университетской деятельности. И поэтому, как отмечает президент, «вузам необходимо активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК».
По душе каждому из нас пришлась забота о подрастающем поколении юных дарований. «Нужно выстроить системную политику по поддержке наших молодых ученых с выделением им квот в рамках научных грантов», - отметил глава государства. Это необходимое условие для преемственности поколений в науке и очень своевременный шаг поддержки для привлечения молодежи в эту сферу, которая уже давно испытывает дефицит молодых исследователей.
Особое внимание глава государства обратил на процесс расширения академической самостоятельности вузов. Академическая свобода должна содействовать эффективному обучению и научным исследованиям. Это и привлечение преподавателей к процессу управления университетом, и надлежащее финансирование, и наличие подходящих условий для преподавания, и высокий уровень социальной ответственности.
Успешная реализация масштабных задач, поставленных президентом перед сферой образования страны, зависит от решения идеологических, по сути, вопросов формирования гражданина с высокими культурными, морально-нравственными ценностями, социально ответственной позицией и чувством солидарности. В этой связи Нурсултан Назарбаев считает, что «идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды».
Безусловно, задачи, поставленные в нынешнем послании, требуют осмысления, а самое главное - воли к реализации намеченного.
Автор: Актолкын Кулсариева, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству КазНПУ им.Абая 15.01.2018 г. Источник: express-k.kz
|