Негізгі бет /
БАҚ біз туралы
25.04.2018 Шаг за шагом
За развитием инклюзивного образования наша газета следит давно. Помнится, как в столичных школах открывались первые классы для детей с особыми потребностями, как приходилось и местным властям, и педагогам решать проблемы размещения в переполненных учебных заведениях, кадровые вопросы, даже транспортные, ведь доставить детей из одного конца города в другой тоже было нелегкой задачей.
Потом инклюзия пошла дальше, и из спецклассов, все-таки это обособленное сообщество, учащиеся стали распределяться по обычным, чего и требует настоящая инклюзия. Но если в начале нулевых не было общей стратегии по включению в общество маленьких людей с особыми потребностями, то сегодня развитие инклюзивного образования стало частью Государственной программы развития образования на 2016-2019 годы.
Разработана концепция и стоят вполне конкретные задачи: к началу 2020 года к инклюзии должно быть подключено 30% дошкольных организаций, 70% школ, 40% учебных заведений технического и профессионального образования, 100% вузов. Тут нужно отметить, что речь идет не только о создании безбарьерной среды физического плана - это пандусы, лифты, необходимое оборудование в классах, но и о разработке методической базы для обучения, о подготовке педагогических кадров, о проведении работы с родительской и ученической общественностью. Как раз все эти вопросы и обсуждались на второй международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, опыт», организованной Министерством образования и науки и Национальной академией образования им. И. Алтынсарина.
- В связи с ратификацией Казахстаном Конвенции о правах инвалидов в Закон «Об образовании» был внесен ряд изменений, которые гарантируют право детей с особыми потребностями на качественное образование, право родителей на выбор учебных организаций, - подчеркнула руководитель управления специального и инклюзивного образования департамента дошкольного и среднего образования МОН Айгерим Кудеринова. - В соответствии с госпрограммой мы планомерно движемся к тому, чтобы все наши общеобразовательные школы, дошкольные организации, колледжи и вузы создавали условия для инклюзивного образования. И для этого нам нужно четко определить, как развивать учебно-воспитательный процесс, предоставить учителям, воспитателям, преподавателям методологию того, как работать с особыми детьми. Самая основная задача заключается в том, чтобы все осуществляемое нами действительно соответствовало требованиям и нуждам детей.
Директор Центра развития инклюзивного образования НАО им. И. Алтынсарина Светлана Исмагулова особо отметила, что именно школа должна создавать условия для любого ребенка, а не ребенок обязан подстраиваться под нее. Причем в обучении нужно опираться на возможности такого школьника, его способности, ведь дети зачастую умеют больше того, что позволяет им их здоровье. Из всего этого следует, что каждый учитель сейчас должен быть готов встретить у себя на уроке особого ученика. Значит, вначале нужно научить самого педагога работе со школьниками. Что же для этого делается? Ведущей силой в разработке программ подготовки педагогических кадров для инклюзии, курсов и методик обучения является Казахский национальный педагогический университет им. Абая.
- Сделано многое в области развития инклюзивного образования, - считает директор Ресурсного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов РК и психологии личности, доктор педагогических наук, профессор КазНПУ им. Абая Зульфия Мовкебаева. - Три года действует спецкурс инклюзивного образования на 2 кредита, ставший обязательным для всех будущих педагогов. Этот спецкурс знакомил с подходами, принципами, формировал инклюзивную культуру и толерантность. С нового учебного года по рекомендации МОН РК будем вводить, а наш вуз стал разработчиком типовых программ для всех педвузов, уже целый модуль, состоящий из 2-3 дисциплин, в котором рассматриваются вопросы, как адаптировать программы и учебники, какие методики использовать с особыми детьми. То есть мы потихоньку переходим от разговоров об обеспечении прав детей к методике обучения педагога работе с учащимися. Замечу, это наше достижение, ведь даже в России еще не введен обязательный курс инклюзивного образования, там над этим только работают. Второе направление - подготовка дефектологов. Сейчас их традиционно готовят для работы в спецшколах, а мы хотим, чтобы появились новые специальности, новые дисциплины, чтобы эти учителя были нацелены больше не на коррекционную работу, а на консультационную, организаторскую, на работу в команде. И в этом плане идет серьезная перестройка. Есть еще одна задача для вузов - разработка методического обеспечения для школ, проведение курсов повышения квалификации педагогов. Мы должны подсказать, как конкретно нужно учителю работать, как составить индивидуальный план обучения особого ученика, как его оценить, какое задание ему дать.
Работа, подкрепленная адаптированными методиками, несомненно, продвинет вперед инклюзивное образование. Тем более кадры, да еще какие - закаленные трудностями, у нас есть.
Ясли-сад «Батыр» в Петропавловске открылся в 2012 году. Наряду с массовыми группами там заработали 2 коррекционные, где занимались в основном малыши с нарушенным интеллектом. Как рассказывает заведующая яслями-садом Кульшара Касенова, важно было наладить сотрудничество с родителями, которые лучше знают своего ребенка. Создали семейную комнату, где логопед-дефектолог, инструктор по физкультуре, медработник могли оказать посильную консультативную помощь родителям, поскольку очень важно дома закреплять и дублировать те занятия, что малыш проходит в садике. Затем приступили к созданию предметно-развивающей среды для детей. Организовали на улице мини-зоопарк с кроликом, петушком, черепашкой - все это, конечно, с разрешения ветинспекции, разбили на свободной площади мини-огород, летом устроили музей под открытым небом. У детей, вращающихся в этой среде, снималось напряжение, развивались тактильные навыки, проявлялся интерес к открывающемуся перед их глазами миру.
- Сначала было полное недоверие к педагогам, потому что родители привыкли считать, что они один на один со своей бедой, - рассказывает Кульшара Касенова. - Потом пришло доверительное сотрудничество, и мы начали вместе посещать ипподром, вставали на лыжи зимой, заливали каток. То есть максимально пытались понять, что же интересно детям. В итоге сделали большой шаг - пятеро детей пошли обучаться в коррекционные школы, а ведь стоит напомнить, что в группах были в основном дети с расстройством аутического спектра. На сегодня уже в массовые группы «Батыра» по направлению пришли порядка 20 детей. Воспитателям, конечно, нелегко, но на помощь приходят коллеги из семейного кабинета.
В 2015 году ясли-сад определили областной педагогической мастерской по инклюзивному образованию в сфере дошкольного воспитания. Так что опытом работники «Батыра» делятся. А в скором времени придут им в поддержку методические пособия, о которых говорят в НАО, КазНПУ, новые кадры. Шаг за шагом - именно так и приходят к успеху.
25.04.2018 г. Источник: kazpravda.kz
|