қазақша · русский · english
 
 
 
22.05.2018

Итоги научной командировки: апробация основных положений проводимого исследования

 

В целях реализации научного проекта «Компетентностно-коммуникативная модель языковой подготовки будущих педагогов-предметников в полилингвальных образовательных условиях Казахстана» и апробации основных положений проводимого научного исследования его участники, доктор педагогических наук, профессор кафедры практических языков Гульмира Кажигалиева, кандидат филологических наук, доцент этой же кафедры Галина Кадырова, кандидат филологических наук, доцент вышеназванной кафедры Алмагуль Маймакова были командированы с 11 по 18 мая 2018 года в г. Баку (Азербайджан) для участия в Международной научной конференции «Устойчивое развитие и актуальные проблемы гуманитарных наук», организованной Азербайджанским университетом.

 

По масштабам и географии названная конференция стала крупнейшим мероприятием в области гуманитарных наук: в ней приняли очное участие ученые из 15 стран, в том числе из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России, Турции, Грузии, Украины, Бразилии и др.

 

В рамках тематических направлений: 1) «Глобализация и макроэкономическое развитие»; 2) «Актуальные проблемы международных экономических отношений»; 3) «Инновационная и цифровая экономика»; 4) «Экономика производства»; 5) «Применение нечеткой логики в постоянном развитии»; 6) «Роль ИКТ в решении гуманитарных проблем»; 7) «Социальное развитие различных сфер жизнедеятельности»; 8) «Социальная политика»; 9) «Язык и литература»; 10) «Социальные науки» - прошли интересные дискуссии на предмет устойчивого развития в преломлении на конкретные научные отрасли. Как известно, устойчивое развитие представляет собой процесс экономических и социальных изменений, в котором главным является согласование друг с другом научно-технического развития, развития личности, институциональных изменений, эксплуатации природных ресурсов, направления инвестиций, а также укрепления нынешнего и будущего потенциала для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Поэтому вполне закономерно, что при стремительном развитии высоких технологий и их постоянном влиянии на все сферы общества, в центре внимания научного сообщества оказалась концепция устойчивого развития, в том числе и в области гуманитарных наук.

 

Указанная конференция стала оптимальной площадкой для апробации основных положений исследования, проводимого авторским коллективом в рамках вышеуказанного научного проекта. В частности, выступая от имени всех соавторов (возглавляемых профессором Розалиндой Шахановой) с докладом «О языковом образовании учителя-предметника в инновационных условиях культурно-образовательного пространства Казахстана», доктор педагогических наук, профессор Гульмира Кажигалиева отметила, что языковое образование будущего педагога-предметника, реализующееся в современном полиязычном культурно-образовательном пространстве Казахстана, имеет свои особенности. Так, в преподавании русского языка в Казахстане (во всех его трех ипостасях: родной, неродной, иностранный) формируются поликультурные пространства, создающие условия для полилога культур, трех типов: I. Обучающийся в школе/вузе с русским языком обучения вступает в полилог: а) с родной (русской) культурой, представляющей исходный источник - изучаемый родной (русский) язык и б) с казахской культурой, представленной в русском языке как его казахстанском варианте. II. Учащийся школы/вуза с казахским языком обучения вступает в полилог: а) с русской культурой, представляющей исходный источник - изучаемый неродной (русский) язык и б) с родной (казахской) культурой, представленной в русском языке как его казахстанском варианте. III. Иностранный учащийся будучи носителем родной культуры вступает в полилог: а) с русской культурой, представляющей исходный источник - изучаемый иностранный (русский) язык и б) с казахской культурой, представленной в русском языке как его казахстанском варианте. В рамках проводимого исследования, как отметила докладчик, актуализируется второе поликультурное пространство, в котором русский язык функционирует как неродной.

 

Гульмира Кажигалиева подчеркнула, что в осуществляемом исследовании определяющим является принцип изучения неродного языка / иностранного не вместо родного, а вместе с родным, с опорой на родной язык, в органической связи с ним. Только при таком подходе, как отметила Гульмира Кажигалиева, возможно становление гармоничного полиязычия.

 

Инновационным при реализации обучения русскому языку в указанном полиязычном контексте, является его конструирование на основе компетентностно-коммуникативного подхода с целью использования интегративных возможностей последнего для развития функциональной грамотности обучающихся.

 

Доклад вызвал живой интерес слушателей: были заданы вопросы об образовательных программах, содержании обучения в сфере вузовского образования Казахстана, в том числе и в области изучения языков.

 

Таким образом, конференция стала платформой для обмена актуальной информацией, обсуждения новых идей и апробации новых научных результатов ученых, работающих в сфере гуманитарных наук.

 

           

 

        




Вернуться назад