Main /
Mass media about us
22.01.2020
О важных изменениях в педагогическом вузе рассказал Такир Балыкбаев, ректор КазНПУ
О профессии педагога
Наши студенты осознанно выбирают профессию учителя - Такир Балыкбаев, ректор Abai University
Такир Оспанович, расскажите о повышении статуса педагога. Что предпринимается в КазНПУ в этом направлении?
Поскольку закон о статусе педагога много раз обсуждали, не буду выделять все пункты. Выделю лишь один момент. Недавно смотрел выступление кандидатов в президенты США, там в 2020 году пройдут выборы. Знаете, главным вопросом кандидата от демократической партии было то, что учителя должны получать достойную зарплату. По этой же теме в Нидерландах осенью 2019 года прошло масштабное выступление педагогического сообщества, они требовали повысить оплату за свой труд. На самом деле материальное обеспечение учителей - очень важный момент не только в нашей стране. И мы, педагоги и студенты КазНПУ, очень довольны тем, что Президент Касым-Жомарт Токаев принял решение о повышении зарплаты учителей в 2 раза в ближайшие 4 года. Думаю, это даст положительный эффект на приток молодых, высококвалифицированных педагогов в школы. Своим первокурсникам мы объясняем, что через 4 года, они выйдут на работу с другой зарплатой: их оклад будет в два раза выше текущего. Поэтому те шаги, которые предпринимаются сегодня, и само принятие закона серьезно повлияют на общество и на самих педагогов.
Материальное обеспечение учителей - очень важный момент не только в нашей стране. И мы, педагоги и студенты КазНПУ, очень довольны тем, что Президент Касым-Жомарт Токаев принял решение о повышении зарплаты учителей в 2 раза в ближайшие 4 года. Это даст положительный эффект на приток молодых, высококвалифицированных педагогов в школы.
Со своей стороны хочу отметить, что для улучшения качества образования и поддержки наших педагогов мы увеличили их заработную плату в 2019 году в среднем на 41%. Скажите, пожалуйста, на педагога идут осознанно или по принципу "много грантов и больше шансов выучиться бесплатно"?
Я думаю иначе и могу уверенно сказать, что ребята осознанно выбирают педагогическую специальность. Ведь есть другие образовательные программы, где вступительные баллы низкие. К тому же с 50 баллами можно пойти на платное отделение, выбрав другую специальность. Наши студенты выбирают педагогику не из-за грантов, а потому что у них есть какие-то ориентиры. Вспомните себя в школе. Хороший школьный учитель - всегда пример для своего ученика. Можно сказать, что дети растут в школе, поскольку они там проводят 11 лет, глядя на своих учителей. Ученики получают от своего учителя не розги и ругани, как нам хотят представить, и не только знания, на самом деле они получают большую часть воспитания в школе. Мы все так выросли. У нас в стране 350 тысяч учителей, для своих детей они могут быть примером. Поэтому дети учителей чаще всего выбирают педагогическую специальность. Когда мне говорят, что на педагогическую специальность идут только из-за низкого порогового балла, я абсолютно не согласен. Думаю, что у них у всех "жүрегінде бір от бар, мұғалімдікке талпынысы бар" (есть огонь в сердце и стремление к учительству). Ведь у каждого в жизни свое призвание, и ни деньги, ни карьера не сделают человека счастливым, если он не нашел себя.
На какие специальности в КазНПУ спроса больше, а на какие меньше? И какую долю из них занимают педагогические специальности?
По нашей стратегии мы ставили цель, что в 2025 году количество обучающихся должно быть не менее 10 000. Благодаря хорошему приему в прошлом и текущем учебном году, мы смогли добиться этой цели. Сейчас в КазНПУ чуть больше 10 000 студентов. Есть ребята, которые обучаются по экономике, юриспруденции и другим популярным программам. На физико-математическую специальность тоже хорошо идут. Но у нас наиболее популярные направления - это педагогические специальности: педагогика и психология, педагогика начального обучения, иностранный язык, дефектология, казахский язык и литература. Это видно и по цифрам. По плану выпуск в 2020 году составит 1800 специалистов по программе бакалавриата, из них 1500 - это будущие учителя школ. Когда мы определили, что миссия нашего университета - подготовка педагогов 21 века, пришлось, честно говоря, долго обсуждать со всеми. В 90-ые в начале 2000-ых наш университет начал развиваться в сторону классического университета, когда есть и естественно-научные, и гуманитарные, и педагогические направления. В сознании людей сложилась эта идеология, что мы должны развиваться как классический университет. Но мы сказали, что подготовка педагогов - это наша главная миссия и задача. А вокруг него пусть развиваются другие специальности.
Подготовка педагогов - это наша главная миссия и задача.
Мы ежегодно делаем ревизию и оцениваем непопулярные в нашем вузе специальности. Если на них нет спроса, то, конечно, мы корректируем свои программы.
Наверное, в этом и есть гибкость управления и академическая свобода?
Конечно, вуз должен постоянно смотреть на современные вызовы и требования. Мы постоянно должны изучать новые подходы в науке, в методике. Плюс к этому, просто появляются новые направления и специальности. Наверняка мы на следующий год должны будем открывать очень много новых программ, которые связаны с требованием времени. В прошлом году запустили образовательные программы, связанные с робототехникой и мехатроникой, потому что в школу уже пошла робототехника. Мы не можем сидеть и ждать, поэтому всегда следим за тенденциями и внешними запросами.
Как вам удается привлекать лучших выпускников?
В текущем учебном году к нам поступили 320 абитуриентов с «Алтын белгі», 182 - с аттестатами отличия, а также 150 выпускников колледжей с дипломами отличия. Но это не означает, что на остальной контингент не обращаем внимания. Мы работаем со всеми. Учебный процесс должен идти в комплексе. С одной стороны мы должны привлекать лучших, с другой стороны - улучшать образовательные программы и создавать условия, чтобы студенты реализовывали свои таланты. И тогда из них выйдут хорошие специалисты. Мы обращаем серьезное внимание на личностное развитие и предлагаем различные элективные курсы, создаем возможности, чтобы студенты всесторонне развивались: занимались спортом, изучали искусство. У нас часто проводятся спартакиады и есть курсы по художественной самодеятельности. Мы развиваем спорт и культуру, потому что сегодняшний студент завтра пойдет учителем в школу. И если он будет работать в селе, то там будет развивать и спорт, и культуру, помимо преподавания своего предмета. Наши выпускники - не просто будущие учителя, они носители культуры, которую впитывают здесь. Поэтому мы в университете развиваем не только профессиональные навыки, но и стараемся прививать общечеловеческие ценности.
Наши выпускники - не просто будущие учителя, они носители культуры, которую впитывают здесь. Поэтому мы в университете развиваем не только профессиональные навыки, но и стараемся прививать общечеловеческие ценности.
А как насчет практики? Сейчас молодые учителя сталкиваются с тем, что их не принимают в школы из-за отсутствия опыта
Мы не только для студентов улучшаем практические навыки. Есть такое мнение, что профессора и университеты не знают, что происходит в школе, и будущих педагогов обучают оторвано от реалий школьного процесса. В связи с этим в начале учебного года наш ученый совет решил, что каждый преподаватель-профессор должен 30 часов в год работать в школе: преподавать, проводить факультативы, руководить научными проектами, проводить олимпиады, и т.д. Эта 30 часовая нагрузка будет засчитываться в университете. Теперь все наши профессора пойдут в школы, посмотрят процесс и соответственно обновят свои образовательные программы.
Есть мнение, что профессора и университеты не знают, что происходит в школе, и будущих педагогов обучают оторвано от реалий школьного процесса. В связи с этим в начале учебного года наш ученый совет решил, что каждый преподаватель-профессор должен 30 часов в год работать в школе: преподавать, проводить факультативы, руководить научными проектами, проводить олимпиады, и т.д.
Школы готовы принимать ваших студентов и профессоров?
Об избрании ректоров через конкурс
При нынешних тенденциях открытости и развития конкурентной среды избрание ректоров национальных вузов по конкурсу - правильное решение. Нужно поддержать этот подход, поскольку конкуренция будет способствовать улучшению качества менеджмента в университетах.
Если посмотрите на мировую практику, то ректоры везде назначаются по-разному. Где очень сильные университетские традиции и попечительские советы, к примеру, как в США, там выборы ректоров идут через Советы и известную категорию выборщиков, которые определяются в самих университетах. Во Франции такая же система, но есть вузы как Сорбонна-Париж, где ректор назначается президентом страны. В ряде европейских стран ректоров также назначает правительство, например в Чехословакии - президент. В России ректоров двух вузов - Московский государственный университет и Петербургский государственный университет - назначает президент страны. В новом подходе назначения ректоров нет никаких проблем, просто есть разная практика. В свое время, наверное, когда было необходимо дать вузам особый статус, тогда нужно было поддержать их значимость разными способами, и одним из них было назначение ректоров президентом страны. При нынешних тенденциях открытости и развития конкурентной среды избрание ректоров национальных вузов по конкурсу - правильное решение. Нужно поддержать этот подход, поскольку конкуренция будет способствовать улучшению качества менеджмента в университетах. Ректоров государственных вузов уже избирают через открытый конкурс, они защищают свои планы перед экспертной комиссией. У нас будет примерно также, и неясностей по этому поводу нет. Хочу отметить, что ректоры национальных вузов являются достаточно конкурентоспособными, чтобы участвовать в открытом конкурсе и попытаться дальше работать в этом направлении.
О качестве образовательных программ Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в июльской встрече с ректорами поручил всем вузам обновить образовательные программы до сентября 2019 года. Каких результатов достигли в этом направлении?
Мы обновили программы. Отдельно хотелось бы обратить внимание на 2 момента. Во-первых, в 2018 году были внесены серьезные изменения в закон об институциональной и академической свободе университетов. Это привело к тому, что мы в прошлом учебном году изменили разные нормативные документы, образовательные программы, их структуру, название, цели и многие другие пункты касательно программ. Во-вторых, очень серьезный вызов по разработке образовательных программ связан с подготовкой учителей, поскольку в школах с 2016 года внедрили обновленное содержание. Вслед за школами мы обновили наши программы. Конечно, где-то вуз должен действовать опережающе. Пока, к сожалению, получается так: как только школьная программа становится уже известной, мы сразу же ее включаем в образовательную программу по подготовке наших учителей. Помимо всего, мы реагируем на новые веяния: в первую очередь, это касается цифровизации. В 2018 году во все программы учителей включили дисциплину «Цифровые технологии в образовании», будущие учителя должны уметь применять новыми технологии в процессе обучения. Как видите, мы в течение прошлых двух лет обновляли образовательные программы, и надо сказать, что это непрерывный процесс.
Текущий 2019-2020 учебный объявили годом обновления образовательных программ. Снова. Первую итерацию мы сделали. Теперь будем обсуждать образовательные программы и приводить их в соответствие с реальными нашими видениями, требованиями работодателей, стейкхолдеров, запросов рынка, потому что хотим дальше совершенствовать свои программы и выйти на новый уровень в следующем году. У нас есть несколько задумок в этом направлении. Одно из них - мы хотим изучить образовательные программы нескольких университетов Финляндии и других стран и внести подходящие корректировки аспекты в наши программы. У нас уже была такая практика: мы делали новую образовательную программу по заданию МОН РК с участием британских университетов совместно со специалистами из Кембриджа, Сассекса.
Насколько быстро удается реагировать на изменения, чтобы вовремя обновлять образовательные программы?
Благодарим Такира Оспановича Балыкбаева за открытую беседу. О стратегии и ближайших планах КазНПУ читайте в продолжении интервью.
22.01.2020 г. Источник: edu.org.kz
|