қазақша · русский · english
   
  Main / Announcements
25.11.2013

 

В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоится защита диссертации на соискание ученой степени доктора философии PhD Бисенбаевой Жанат Николаевны  на тему: «Формирование коммуникативной компетенции на основе современных педагогических технологий» по специальности 6D010300 - Педагогика и психология.

 Диссертация выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Язык защиты- русский.

Научные консультанты:

Шаханова Розалинда Аширбаевна - доктор педагогических  наук, профессор, КазНПУ имени Абая.

Мехмет Таспинар - PhD, профессор, университет  Гази, г. Анкара, Турция.

Рецензенты:

Туманова Айнагуль Бектасовна - доктор филологических  наук, профессор, Казахско-Британский технический университет.

Майгельдиева Шарбан Мусабековна - доктор педагогических  наук, профессор, Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата.

Защита состоится 25 декабря 2013 года, в 11:00 часов в Диссертационном совете «6D010000 - Образование» при КазНПУ имени Абая.

Адрес: 050010, г. Алматы, ул. Джамбула 25, 3 этаж, 309 аудитория.

адрес сайта - www.kaznpu.kz; e-mail: amirova57@mail.ru

 

АННОТАЦИЯ

Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров на основе современных педагогических технологий

Бисенбаева Жанат Николаевна

 

Актуальность исследования. Реализация государственной политики в области образования, становление национальной модели образования в контексте Болонского процесса требуют изучения сегодняшнего  состояния и проблем высшего и послевысшего образования. Приоритетной задачей же обучения будущих офицеров по специальности является формирование у них коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в области военного дела.

Актуальность  проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность предопределили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров на основе современных педагогических технологий».

      Объект исследования учебно - воспитательный процесс  современного военного вуза.

      Предмет исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения английского языка у курсантов военного вуза, офицеров, будущих переводчиков, на основе современных педагогических технологий.

      Цель исследования - теоретическое обоснование и  методическое обеспечение процесса формирования   коммуникативной компетенции у будущих офицеров.

-                  В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1.Обосновать компетентностный подход как методологическую основу формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров.

2.Проанализировать состояние исследуемой проблемы в  теории и практике высшего военного образования,  выявить сущностные характеристики понятия «коммуникативной компетенции».

3.Разработать модель формирования коммуникативной компетенции у офицеров, будущих переводчиков с использованием  современных педагогических технологий в военном вузе.

4. Определить педагогические условия успешной реализации процесса формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров при использовании современных педагогических технологий в военном вузе.

5. Разработать и экспериментально проверить методику формирования коммуникативной компетенции у офицеров, будущих переводчиков, с использованием  современных педагогических технологий в военном вузе.

Теоретической базой исследования являются: философские положения в области теории образования; теории диалога культур, теории общения и межкультурной коммуникации, теории деятельности и развития личности,

- диалектическая теория познания; основные идеи и положения: системного, компетентностного, социокультурного.

- психологические концепции роли языка в общении в организации жизнедеятельности личности;

-                  теория мышления;

-                  психолого - педагогические идеи и диагностика коммуникативных потребностей;

коммуникативного и личностно - ориентированного подходов;

- теоретические и практические аспекты понятия «коммуникативная компетенция»;

     Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретико-методологических основ формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров. Уточнена сущностная характеристика и структурные компоненты коммуникативной компетенции, определена ее ведущая и системообразующая роль среди других профессиональных компетенций у офицеров, будущих переводчиков.

-                  спроектирована и разработана модель формирования коммуникативной компетенции у офицеров, будущих переводчиков, на основе взаимосвязанных подходов системного, компетентностного, коммуникативного, социокультурного и базирующихся на них принципах с интеграцией взаимосвязанных компонентов (проектно-целевого, содержательного, организационного, контрольно-оценочного) в целостную и управляемую систему. Раскрыта особенность модели в отражении специфики и условий обучения офицеров, будущих переводчиков, иностранному языку в военном вузе.

-                  разработана и апробирована методика, раскрывающая целенаправленный поэтапный процесс качественных преобразований всех компонентов коммуникативной компетенции у офицеров, будущих переводчиков, которая обеспечивает переход на более высокий уровень их сформированности.

      Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования апробированы через представление  материалов выступлений на международной научно - практической конференции, на межвузовских научно - практических конференциях, на заседаниях кафедры психолого -  педагогических специальностей Института магистратуры и PhD докторантуры КазНПУ им.Абая и кафедры европейских языков военного института.Основные результаты исследования нашли отражение в научных публикациях, учебно-методическом пособии и в статьях,  опубликованных в изданиях, включенных в реестр ККСОН РК. Также издана статья в журнале с импакт-фактором  «Model of the communicative competence formation » - ISSN 1877-0428 Procedia-Social and Behavioral journal. Нидерланды

    Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью этапов исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений, проиллюстрирована таблицами, схемами и диаграммами.

 

Аннотации

Диссертация