қазақша · русский · english
   
  Main  News
29.12.2015

     23 декабря 2015 года было проведено заседание Учебно-методического объединения по специальностям группы «Образование» Республиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОН РК на базе Казахского национального педагогического университета им. Абая на тему «Проблемы модернизации педагогического образования в Республике Казахстан».
   В работе заседания приняли участие директор Департамента высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества МОН РК Омирбаев С.М., члены президиума УМО по группе специальностей «Образование» РУМС (Пралиев С. Ж. - председатель УМО РУМС, ректор КазНПУ имени Абая, Кенжебаев Г.К. - заместитель председателя УМО РУМС, проректор по учебно-методической работе КазНПУ имени Абая, Айтбаева А. Б. - ученый секретарь УМО РУМС, Мырзагалиева А.Б. - проректор по учебно-методической работе Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, Нурмуханбетова Д.К. - проректор по учебно-методической работе Казахской академии спорта и туризма, Жаркинбеков Т.Н. - первый проректор-проректор по учебной работе Кокшетауского государственного университета им. Ш.Уалиханова, Тойбаев А.Ж. - проректор по учебной работе Казахского государственного женского педагогического университета, Искакова Б.Д. - проректор по учебной и мировоззренческой работе Аркалыкского государственного педагогического института им. И.Алтынсарина, Мальтекбасов М.Ж. - проректор по организационной, учебной работе и студенческим вопросам Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова, Жусупкалиева Г.К. - проректор по учебно-методической работе Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова, Чакликова А.Т. - проректор по учебной работе Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Әбіл Е.А. - проректор по научной работе и зарубежным связям Костанайского государственного педагогического института, Исабек Б.К. - первый проректор-проректор по учебной работе Южно-Казахстанского государственного педагогического института, Назаралиева З.С. - заместитель директора по научно-методической работе Назарбаев интеллектуальной школы физико-математического направления г. Алматы), представители НАО имени И. Алтынсарина, Национального центра тестирования МОН РК и вузов республики (Аршабеков Н.Р. - ректор Павлодарского государственного педагогического института, Кожамжарова Д.П. - ректор Таразского государственного педагогического института, представители: Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова, Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Казахского национального университета им. Аль-Фараби, Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата, Государственного университета имени Шакарима г. Семей, Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова, Карагандинского государственного университета им. Е.Н. Букетова, Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова).
     Открыл заседание председатель Учебно-методического объединения по группе специальностей «Образования» МОН РК, ректор КазНПУ имени Абая С.Ж. Пралиев, отметив, что современная государственная политика в сфере образования направлена на модернизацию казахстанского образования и подготовка педагогов должна быть нацелена на достижение принципиально нового качества педагогического образования в стране. Основная задача заседания УМО РУМС - поиск путей решения для привлечения лучших абитуриентов на педагогические специальности, разработка новых правил приема на обучение по педагогическим специальностям с введением творческого экзамена, внедрение дуального образования в учебный процесс.
 С приветственным словом выступил директор Департамента высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества МОН РК Омирбаев С.М., отметив, что вводимые изменения и дополнения в Закон об образовании Республики Казахстан предполагает большие изменения в плане модернизации педагогического образования.

   Участники заседания заслушали доклад старшего научного сотрудника отдела Профессионального образованияНациональной академии образования имени И. Алтынсарина Тастановой Анар Каирбаевны «К вопросу модернизации педагогического образования Республики Казахстан», представившей проект обновленной структуры 5-летнего обучения студентов на уровне высшего и послевузовского образования для повышения качества педагогического образования Республики Казахстан в соответствии с международными стандартами. В ходе обсуждения доклада выступили участники заседания: ректор Аршабеков Н. Р., поднявший вопрос о качестве подготовки магистрантов педагогических специальностех, зам. директора по научно-методической работе НИШ г. Алматы Назаралиева З. С., к.п.н., доцент КазГосЖенПУ Абаева Г.А.

       По второму вопросу на тему «Новые образовательные программы по педагогическим специальностям в режиме эксперимента: текущее состояние, опыт и внедрение» выступила с докладом ректор Таразского государственного педагогического института Кожамжарова Дария Пернешовна.

    По данному вопросу был заслушен доклад ученого секретаря УМО по группе специальностей «Образование» РУМС Айтбаевой Айгулим Борангалиевны, представившая вниманию отчет о деятельности КазНПУ имени Абая по реализации инновационных образовательных программ в экспериментальном режиме за первое полугодие 2015-2016 учебного года. Образовательные программы в КазНПУ имени Абая с участием вузов-партнеров были разработаны по 23 педагогическим специальностям бакалавриата. В соответствии с приказом № 545 МОН РК от 28 августа 2015 года в КАЗНПУ им.Абая приступили к внедрению образовательных программ по педагогическим специальностям.

       Главной целью новых образовательных программ является модернизация системы и повышение качества высшего педагогического образования на основе обязательных требований к уровню подготовки студентов и с последующим выходом на европейский уровень с привлечением зарубежных вузов-партнеров. А также, проектирование образования, ориентированного на результат, на основе компетентностного подхода, т.е замена парадигмы преподавания на парадигму продуктивного обучения, которая определяется как образовательный процесс, побуждающий не только выполнять действия, но и анализировать их. Апробация образовательной программы была обеспечена необходимыми ресурсами, включающими кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические условия.
     В целом, обучающиеся удовлетворены обучением по программе и дали им высокую оценку; своевременное обновление содержания рабочих программ в соответствии с требованиями современного состояния науки для 1 курса - обновлены списки рекомендуемой литературы, разработаны задания для СРСП и СРС для новых дисциплин, однако следовало бы осуществить проверку на соответствие заданий семинаров, СРСП и СРС компетентностному подходу; необходимо, чтобы задания соответствовали требованию - что научится делать студент (вид деятельности), а не просто проверка усвоения базы знаний по теме.
    Таким образом, результаты апробации показывают, что образовательные программы по 23 педагогическим специальностям соответствуют потребностям подготовки современного специалиста и позволяют формировать индивидуальную образовательную траекторию с учетом потребностей студента, региона и конкретного образовательного учреждения.

     В ходе секционного заседания на тему «Внедрение и применение элементов дуального обучения в рамках педагогических специальностей» был заслушан доклад профессора Таразского государственного педагогического института Бузаубаковой Клары Жайдарбековны о ходе внедрения дуального образования при подготовке педагогических кадров на основе инновационного сотрудничества ТарГПИ и НИШ г.Тараз, представив вниманию совместно разработанные проекты стандарта и концепции дуального образования.
     Дуальная система профессионального образования - это распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии, устраняя разрыв между теорией и практикой. Дуальная система подготовки закладывает воздействие на личность специалиста, создание новой психологии педагога; создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в педагогической работе; учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения. В прениях выступили: ректор ПГПИ Аршабеков Н. Р., директор Департамента высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества МОН РК Омирбаев С.М.  

  По следующему вопросу секционного заседания - обсуждение введения творческих экзаменов для педагогических специальностей - был заслушан доклад ректора Павлодарского государственного педагогического института Аршабекова Нургали Рахимгалиевича, представившего на обсуждение проект Положения о творческом экзамене для абитуриентов, поступающих в вузы по направлению 5В010000 «Образование», и проект Руководства для приёмной комиссии. Опросник КОС (коммуникативных и организаторских склонностей).
 Следующий докладчик - проректор по учебной работе Казахского государственногоженского педагогического университета Тойбаев Адлет Жунисович - предложил вниманию участников заседания три варианта проведения творческих экзаменов для оценивания качеств абитуриентов при поступлении на педагогические специальности.

     Со своими предложениями выступила ученый секретарь УМО по группе специальностей «Образование» РУМС Айтбаева Айгулим Борангалиевна, предложившая проводить прием творческих экзаменов у абитуриентов педагогических специальностей в два этапа путем написания эссе и сочинения в течении 3 часов. Проверку письменных работ закодировать, чтобы проверяющие не знали фамилий авторов этих работ.
      Следующим выступила с докладом доцент Таразского государственного педагогического института Ибраимова Лескуль Несипкуловна, озвучив предложение специальности направления «Образование» разделить на 4 блока и для каждого блока ввести 1 интегрированный творческий экзамен в устной форме при приеме абитуриентов. В обсуждении вопроса приняли участие д.п.н., профессор КазУМОиМЯ Узакбаева С.А., проректор по учебно-методической работе КазАСиТ Нурмуханбетова Д.К., директор Департамента высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества МОН РК Омирбаев С.М.

      По вопросу рекомендации учебников и учебных пособий к присвоению грифа УМО по специальностям группы «Образование» РУМС на базе КазНПУ имени Абая в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным пособиям для студентов вузов, выступили председатели комиссии по направлениям. В итоге было рекомендовано к присвоению грифа УМО по специальностям группы «Образование» РУМС на базе КазНПУ имени Абая 1 учебник, 4 электронных учебника и 15 учебных пособия. 9 учебных изданий не прошло экспертизу.

      По итогам работы заседания, заслушав и обсудив доклады по актуальным вопросам модернизации педагогического образования в Республике Казахстан, членами президиума УМО по группе специальностей «Образование» РУМС была выработана и принята резолюция для направления в МОН РК. Принято ряд решений, наиболее значимыми из которых являются следующие:
1) разработка механизмов функционирования профильных школ при педагогических вузах, кафедральных школ и института коучинга для прохождения образовательных программ педагогической интернатуры;
2) укрупнение РУМС по педагогическим специальностям с привлечением представителей не только вузов, но и Назарбаев интеллектуальных школ и Назарбаев университета, Национальной академии образования им. И.Алтынсарина и Академии педагогических наук, системы повышения квалификации педагогических кадров, общественно-профессиональных ассоциаций педагогов и исследователей в области образования;
3) усиление функции Республиканского педагогического совета и Координационного совета по педагогическому образованию;
4) создание инновационно-интелектуального кластера для развития научных исследований в области образования;
       А также, для развития системы оценки качества педагогического образования:
1) создание института сертификации педагога и независимой системы подтверждения академических и профессиональных квалификаций педагогов.
2) предложить Министерству труда и социального развития Республики Казахстан пересмотреть и разработать новую систему оплаты труда педагога;
3) пересмотр нормы рабочего времени педагога;
4) внесение изменений в действующую систему приема на педагогические специальности;
5) увеличение стипендии обучающимся на педагогических специальностях на 100%;
6) разработка новых правил приема учителя в школу с учетом введения интернатуры и системы сертификации;
7) привлечение местных исполнительных органов к софинансированию подготовки педагогических кадров для региональных потребностей;
8) разработка программ обеспечения выпускников педагогических вузов жильем в моно городах;
9) адресное выделение грантов на конкретные педагогические специальности по сельской квоте;
10) обеспечение доплаты за преподавание учебных предметов на английском языке;
11) изучить и принять к сведению опыт по разработке и внедрению элементов дуального обучения в рамках педагогических специальностей Таразского государственного педагогического института;
12) итоги рабочей комиссии по введению творческих экзаменов для педагогических специальностей в целом принять к сведению;
13) особенности разработки образовательных программ, основанных на принципах модульной системы обучения и компетентностного подхода;
14) вопросы формирования модульных образовательных программ педагогических специальностей: проблемы и пути их решения;
15) отчеты вузов по внедрению образовательных программ в экспериментальном режиме;
16) рассмотрение и рекомендации к изданию учебников и учебных пособий.