қазақша · русский · english
   
  Main / Announcements
28.08.2013

 

         В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоится защита диссертации на соискание ученой степени доктора философии PhD  Нуртаева Ердена Рамазановичана тему «Особенности мотивации учебно- исследовательской деятельности магистрантов» по специальности 6D010300 - Педагогика и психология.

        .

       Научные консультанты:

       А.Р.Ерментаева  - доктор психологических  наук, профессор  КазНПУ имени Абая

       Лабада Беатрис - доктор PhD  психологии Печского университета, институт психологии, Республика Венгрия.

 

    Диссертация выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.

 

       Рецензенты:

       Н.С.Актаева - доктор психологических наук, профессор КазНу им. Аль - Фараби

       Г.С.Лекерова-доктор психологических наук, профессор ЮКГУ им.М.Ауезова.

 

      Защита состоится 25 сентября 2013 года, в 14.00 часов в Диссертационном совете «6D010000-Образование» при КазНПУ имени Абая. Адрес: 050010, г.Алматы, ул. Достык, 13, 2 этаж, конференц-зал.

 адрес сайта - www.kaznpu.kz  

 

е-mail: amirova57@mail.ru

 

                              А Н Н О Т А Ц И Я

                        Нуртаева Ердена Рамазановича

«Особенности мотивации учебно - исследовательской деятельности магистрантов»

Актуальность исследования. Коренные изменения в социальной, политической, экономической и культурной жизни Казахстана, произошедшие за последнее двадцатилетие, нуждаются соответственно в своевременном осуществлении конкретных корректировок и преобразований во многих социальных сферах, включая сюда и систему высшего профессионального образования. В свою очередь, перспективы разрешения задачи достижения желаемых положительных результатов в организации проведения преобразований в системе высшего профессионального образования республики целесообразным  представляется связывать, прежде всего, с  принятием во внимание  обозначившихся в настоящее время объективных прогрессивных  тенденций, наблюдающихся   в рамках активизации реформ, предпринятых в области  европейской системы высшего образования, явившихся следствием введения трёхуровневого обучения.

 То есть можно с уверенностью сказать, что  перед нашей  высшей школой выдвигается объективная необходимость проведения в современных условиях такой образовательной политики, которая бы позволяла  осуществлять подготовку кадров, способных к активной творческой деятельности и к тому же быстрой адаптации к новым, часто изменяющимся жизненным реалиям прогрессивной направленности и содержания в мировом образовательном пространстве.  В интересах правильного построения образовательной политики в условиях введения трехуровневого  образования возникает, конечно же,  надобность в отчетливом представлении себе государством и обществом места и роли каждого из уровней образования, включая сюда профессиональную подготовку   магистрантов, относящуюся ко второй ступени высшего образования.

  На второй ступени высшего образования, как правило, у обучающегося закладываются более углубленные и разносторонние основы профессионализма; формируется настоятельная потребность и потенциальная готовность к непрерывному самообразованию в сфере учебно-профессиональной деятельности.  Как показывают результаты конкретно-социологических исследований, практическое овладение в процессе обучения  указанными профессиональными качествами и свойствами логичным будет связывать с  преодолением различного рода препятствий и разрешением противоречий в интересах достижения поставленных целей.     В частности, анализ особо актуальных аспектов исследуемой в рамках диссертации  проблемы приводит автора к правомерности выдвижения вывода об объективной  необходимости разрешения имеющих место  определенных противоречий, обнаруживающихся между научным пониманием в рамках  теории и удовлетворением потребностей практики - в осуществлении процесса теоретической  разработки проблемы мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов и практическом  разрешении вопросов подготовки высококвалифицированных специалистов второго уровня,  что в конечном итоге выдвигает на очередь дня настоятельную необходимость  восполнения  недостаточности специальных исследований в данной области. 

Изложенные выше противоречия обусловили поиск диссертантом  оптимальных путей их разрешения и   дали возможность отчетливо обозначить  основную  проблему исследования, заключающуюся в анализе и обобщении особенностей мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов  в учебной деятельности в вузе.

Убежденность диссертанта в повышенной актуальности рассматриваемой проблемы и необходимость разрешения выявленных противоречий определили формулировку темы диссертационного  исследования: «Особенности мотивации научно-исследовательской деятельности магистрантов».

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить и высветить особенности мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов.    

Объект исследования:  целостный педагогический процесс организации деятельности по подготовке магистрантов  в вузе.

 Предмет исследования: сфера учебно-исследовательской деятельности магистрантов.    

 Задачи исследования:

Дать характеристику мотивации как психологическому феномену в разных психологических направлениях и состояниях.

Выявить структуру (или модель реализации) учебно-исследовательской мотивации   магистрантов.

Разработать методический комплекс диагностики  особенностей учебно-исследовательской мотивации магистрантов.          

Определить психолого-педагогические условия оптимизации особенностей учебно-исследовательской мотивации магистрантов.

 В ходе проведенного исследования использованы следующие методы: теоретический анализ, обобщение, конкретизация, синтез, абстрагирование, моделирование; анализ результатов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение (в педагогическом процессе и в период исследовательской практики); тестирование, психолого-педагогический эксперимент; контент анализ; методы математической обработки результатов исследования (параметрический критерий Стьюдента, парная корреляция Пирсона, средняя тенденция).

 Научная новизна:

Выявлены и обоснованы особенности учебно-исследовательской мотивации магистрантов, обусловленные их личностными качествами, а также учебно-профессиональной деятельностью в ВУЗе.

Определена структура мотивации учебной деятельности магистрантов, охватывающая учебно-профессиональную направленность, которая включает в себя профессиональное призвание; потребности в профессиональном труде; профессиональные установки; ценностные ориентации; мотивы учебно-профессиональной деятельности, а именно: учебно-познавательные и профессиональные; устойчивые личностно-профессиональные качества

Выявлены психолого-педагогические условия и структура мотивации учебной деятельности магистрантов: организация учебного процесса с учетом особенностей учебно-исследовательской мотивации; психолого-педагогическое сопровождение на втором этапе вузовского обучения (магистратура), посредством формирования мотивов обучения, выработки установки учебной и профессиональной направленности  магистрантов, реализации их личностных и профессиональных качеств в учебной деятельности, а также  привитие навыков саморегуляции и рефлексии; создание личностно-значимых для магистрантов ситуаций, с ориентацией на развертывание субъектной модели личности за счет развития мотивации достижения успеха, потребности в самоактуализации, рефлексии, адекватной самооценки.

Выявлены уровни мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов (низкий, средний и высокий).

Выявлены психологические механизмы формирования ассертивной среды учебно-исследовательской деятельности магистрантов: рефлексия, идентификация, саморегуляция и самоконтроль. 

Разработана и реализована «Программа учебно-профессионального тренинга», направленная на выявление особенностей мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов.

 Теоретическая значимость исследования: расширено представление о мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов и условий ее развития; результаты диссертационного исследования могут в определенной степени обогатить разрабатываемую в настоящее время концепцию профессиональной подготовки магистрантов на втором этапе вузовского образования.

 Практическая значимость исследования: разработанная в рамках диссертации  «Программа учебно-профессионального тренинга», посвященная мерам выявления и стимулирования мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов, может быть реализована в учебно-профессиональной деятельности и использована в образовательном процессе.

 

Аннотации