Main /
Announcements
28.08.2013
В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоится защита диссертации на соискание ученой степени доктора философии PhD Нуртаева Ердена Рамазановичана тему «Особенности мотивации учебно- исследовательской деятельности магистрантов» по специальности 6D010300 - Педагогика и психология. . Научные консультанты: А.Р.Ерментаева - доктор психологических наук, профессор КазНПУ имени Абая Лабада Беатрис - доктор PhD психологии Печского университета, институт психологии, Республика Венгрия.
Диссертация выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.
Рецензенты: Н.С.Актаева - доктор психологических наук, профессор КазНу им. Аль - Фараби Г.С.Лекерова-доктор психологических наук, профессор ЮКГУ им.М.Ауезова.
Защита состоится 25 сентября 2013 года, в 14.00 часов в Диссертационном совете «6D010000-Образование» при КазНПУ имени Абая. Адрес: 050010, г.Алматы, ул. Достык, 13, 2 этаж, конференц-зал. адрес сайта - www.kaznpu.kz
е-mail: amirova57@mail.ru
А Н Н О Т А Ц И Я Нуртаева Ердена Рамазановича «Особенности мотивации учебно - исследовательской деятельности магистрантов» Актуальность исследования. Коренные изменения в социальной, политической, экономической и культурной жизни Казахстана, произошедшие за последнее двадцатилетие, нуждаются соответственно в своевременном осуществлении конкретных корректировок и преобразований во многих социальных сферах, включая сюда и систему высшего профессионального образования. В свою очередь, перспективы разрешения задачи достижения желаемых положительных результатов в организации проведения преобразований в системе высшего профессионального образования республики целесообразным представляется связывать, прежде всего, с принятием во внимание обозначившихся в настоящее время объективных прогрессивных тенденций, наблюдающихся в рамках активизации реформ, предпринятых в области европейской системы высшего образования, явившихся следствием введения трёхуровневого обучения. То есть можно с уверенностью сказать, что перед нашей высшей школой выдвигается объективная необходимость проведения в современных условиях такой образовательной политики, которая бы позволяла осуществлять подготовку кадров, способных к активной творческой деятельности и к тому же быстрой адаптации к новым, часто изменяющимся жизненным реалиям прогрессивной направленности и содержания в мировом образовательном пространстве. В интересах правильного построения образовательной политики в условиях введения трехуровневого образования возникает, конечно же, надобность в отчетливом представлении себе государством и обществом места и роли каждого из уровней образования, включая сюда профессиональную подготовку магистрантов, относящуюся ко второй ступени высшего образования. На второй ступени высшего образования, как правило, у обучающегося закладываются более углубленные и разносторонние основы профессионализма; формируется настоятельная потребность и потенциальная готовность к непрерывному самообразованию в сфере учебно-профессиональной деятельности. Как показывают результаты конкретно-социологических исследований, практическое овладение в процессе обучения указанными профессиональными качествами и свойствами логичным будет связывать с преодолением различного рода препятствий и разрешением противоречий в интересах достижения поставленных целей. В частности, анализ особо актуальных аспектов исследуемой в рамках диссертации проблемы приводит автора к правомерности выдвижения вывода об объективной необходимости разрешения имеющих место определенных противоречий, обнаруживающихся между научным пониманием в рамках теории и удовлетворением потребностей практики - в осуществлении процесса теоретической разработки проблемы мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов и практическом разрешении вопросов подготовки высококвалифицированных специалистов второго уровня, что в конечном итоге выдвигает на очередь дня настоятельную необходимость восполнения недостаточности специальных исследований в данной области. Изложенные выше противоречия обусловили поиск диссертантом оптимальных путей их разрешения и дали возможность отчетливо обозначить основную проблему исследования, заключающуюся в анализе и обобщении особенностей мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов в учебной деятельности в вузе. Убежденность диссертанта в повышенной актуальности рассматриваемой проблемы и необходимость разрешения выявленных противоречий определили формулировку темы диссертационного исследования: «Особенности мотивации научно-исследовательской деятельности магистрантов». Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить и высветить особенности мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов. Объект исследования: целостный педагогический процесс организации деятельности по подготовке магистрантов в вузе. Предмет исследования: сфера учебно-исследовательской деятельности магистрантов. Задачи исследования: Дать характеристику мотивации как психологическому феномену в разных психологических направлениях и состояниях. Выявить структуру (или модель реализации) учебно-исследовательской мотивации магистрантов. Разработать методический комплекс диагностики особенностей учебно-исследовательской мотивации магистрантов. Определить психолого-педагогические условия оптимизации особенностей учебно-исследовательской мотивации магистрантов. В ходе проведенного исследования использованы следующие методы: теоретический анализ, обобщение, конкретизация, синтез, абстрагирование, моделирование; анализ результатов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение (в педагогическом процессе и в период исследовательской практики); тестирование, психолого-педагогический эксперимент; контент анализ; методы математической обработки результатов исследования (параметрический критерий Стьюдента, парная корреляция Пирсона, средняя тенденция). Научная новизна: Выявлены и обоснованы особенности учебно-исследовательской мотивации магистрантов, обусловленные их личностными качествами, а также учебно-профессиональной деятельностью в ВУЗе. Определена структура мотивации учебной деятельности магистрантов, охватывающая учебно-профессиональную направленность, которая включает в себя профессиональное призвание; потребности в профессиональном труде; профессиональные установки; ценностные ориентации; мотивы учебно-профессиональной деятельности, а именно: учебно-познавательные и профессиональные; устойчивые личностно-профессиональные качества Выявлены психолого-педагогические условия и структура мотивации учебной деятельности магистрантов: организация учебного процесса с учетом особенностей учебно-исследовательской мотивации; психолого-педагогическое сопровождение на втором этапе вузовского обучения (магистратура), посредством формирования мотивов обучения, выработки установки учебной и профессиональной направленности магистрантов, реализации их личностных и профессиональных качеств в учебной деятельности, а также привитие навыков саморегуляции и рефлексии; создание личностно-значимых для магистрантов ситуаций, с ориентацией на развертывание субъектной модели личности за счет развития мотивации достижения успеха, потребности в самоактуализации, рефлексии, адекватной самооценки. Выявлены уровни мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов (низкий, средний и высокий). Выявлены психологические механизмы формирования ассертивной среды учебно-исследовательской деятельности магистрантов: рефлексия, идентификация, саморегуляция и самоконтроль. Разработана и реализована «Программа учебно-профессионального тренинга», направленная на выявление особенностей мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов. Теоретическая значимость исследования: расширено представление о мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов и условий ее развития; результаты диссертационного исследования могут в определенной степени обогатить разрабатываемую в настоящее время концепцию профессиональной подготовки магистрантов на втором этапе вузовского образования. Практическая значимость исследования: разработанная в рамках диссертации «Программа учебно-профессионального тренинга», посвященная мерам выявления и стимулирования мотивации учебно-исследовательской деятельности магистрантов, может быть реализована в учебно-профессиональной деятельности и использована в образовательном процессе.
|