В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоится защита диссертации на соискание ученой степени доктора философии PhD Баженовой Эльмиры Даулетхановны на тему: «Развитие академической мобильности обучающихся в современных условиях» по специальности 6D010300 - Педагогика и психология.
Научные консультанты:
Э.А.Урунбасарова - доктор педагогических наук, профессор КазНПУ имени Абая.
В.Н. Гуляев - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Военного Университета Министерства Обороны РФ.
Диссертация выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Язык защиты - русский.
Рецензенты:
Серик Меруерт - доктор педагогических наук, профессор ЕНУ им.Л.Гумилева
Кунакова К.У- доктор педагогических наук, проректор КазУМОиМЯ им. Абылай хана.
Защита состоится 21 ноября 2013 года, в 10.00 часов в Диссертационном совете «6D010000- Образование» при КазНПУ имени Абая.
Адрес:050010, г.Алматы, ул. Джамбула 25, 2 этаж, конференц-зал.
адрес сайта -www.kaznpu.kz
Аннотация
Баженова Эльмира Даулетхановна
Развитие академической мобильности обучающихся в современных условиях
Актуальность исследования. В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева Народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства говорится о том, что «Состоявшийся Казахстан - испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета». В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы ставятся такие задачи, как: «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики, достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны».
Присоединение Республики Казахстан к Болонской декларации острее обозначает задачи, стоящие сегодня перед системой казахстанского высшего образования. Одна из них - обеспечение ее привлекательности, которая влияет на академическую мобильность обучающихся, на выбор ими учебного заведения, страны для получения нужного диплома.
Развитие академической мобильности обучающихся и преподавателей, как один из инструментов Болонского процесса, открывает новые возможности не только для самого образования, но также для формирования европейского рынка труда и единого технологического пространства.
Анализ актуальности проблемы приводит к необходимости разрешения следующего противоречия: между осознанной необходимостью развития академической мобильности обучающихся для успешной интеграции в мировое и общеевропейское образовательное пространство и недостаточным в педагогической науке Казахстана теоретическим и опытно-экспериментальным обоснованием ее основных положений
Актуальность рассматриваемой проблемы и приведенное противоречие определили тему исследования: «Развитие академической мобильности обучающихся в современных условиях ».
Объект исследования: целостный образовательный процесс вуза.
Предмет исследования: процесс развития академической мобильности обучающихся.
Цель исследования: теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование развития академической мобильности обучающихся в современных условиях.
Задачи исследования:
1.Уточнить сущность и содержание академической мобильности обучающихся в современных условиях.
2.Проанализировать тенденции развития академической мобильности обучающихся в странах Европы, РФ и РК.
3.Разработать модель развития академической мобильности обучающихся.
4.Провести опытно-экспериментальную работу и разработать рекомендации по развитию академической мобильности обучающихся.
Методы исследования: методы теоретического исследования: анализ и синтез философской, социологической, педагогической, психологической и методологической литературы; сравнительный анализ национальных и мировых нормативных документов развития и реформирования высшей школы; определение, классификация, проектирование и моделирование; экспериментальные методы: эксперимент; методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- Уточнено понятие «академическая мобильность обучающихся» в результате сравнительного анализа данной категории в современной литературе как «это перемещение обучающихся на определенный академический период в другое высшее учебное заведение с целью получения образования и выполнения относящихся к нему видов деятельности, в результате которой происходит развитие мотивации достижения, направленности деятельности на развитие самоуправления и адаптивности в различных ситуациях общения, самоактуализации, способности к самоопределению в построении профессиональной деятельности и осуществлении рефлексии обучающихся».
- Рассмотрены тенденции развития академической мобильности обучающихся в странах Европы, РФ и РК.
- Разработана модель развития академической мобильности обучающихся в соответствии с документами, принятыми в свете Болонского процесса в РК.
- Разработаны рекомендации по развитию академической мобильности обучающихся в современных условиях.
Практическая значимость исследования. Проведена опытно-экспериментальная работа по развитию академической мобильности обучающихся, результаты которой могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации преподавателей и работников вузов при проведении дальнейших исследований магистрантами и докторантами в вузах; разработаны рекомендации по развитию академической мобильности обучающихся в современных условиях.
Аннотации
Диссертация
|