қазақша · русский · english
   
  Main / Announcements
21.10.2013

 

В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоится защита диссертации на соискание ученой степени доктора философии PhD Сатывалдыевой Айжан Сатывалдыкызы на тему: «Научные основы разработки модели эффективного управления качеством высшего образования» по специальности 6D010300 - Педагогика и психология.

 

Научные консультанты:

З.А. Исаева  - доктор педагогических  наук, профессор Академии Государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

С.Ю. Трапицын -  доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург, РФ)

 

   Диссертация выполнена в Казахском национальном университете имени аль-Фараби. Язык защиты - русский.

 

Рецензенты:

Н.А. Абишев - доктор педагогических наук, профессор Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова;

Ж.Б. Умирбекова - доктор педагогических наук, профессор Атырауского государственного  университета им.Х.Досмухамедова.

 

Защита состоится 20 ноября 2013 года, в 09.00 часов в Диссертационном совете «6D010000 - Образование» при КазНПУ имени Абая.

Адрес:050010, г.Алматы, ул. Джамбула 25, 2 этаж, конференц-зал.

адрес сайта - www.kaznpu.kz 

 

Аннотация

САТЫВАЛДЫЕВА АЙЖАН САТЫВАЛДЫКЫЗЫ

Научные основы разработки модели эффективного управления качеством

высшего образования

Диссертация на соискание  ученой степени «доктора философии» (PhD)  по специальности «Менеджмент в сфере образования»

Актуальность исследования. Стремление Республики Казахстан стать  в ряду конкурентоспособных государств в системе мирового сообщества обусловило необходимость форсированного индустриально-инновационного развития экономики страны. В связи с этим особую значимость приобретают задачи формирования нового корпуса профессиональных кадров,  повышения качества подготовки и развития их личностного  потенциала.  Президент Республики Казахстан в Послании «Новый Казахстан в новом мире» отметил, что «мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов». Перед системой образования сегодня ставится цель стать «важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирование новых жизненных установок личности».  Новые гуманистически-ориентированные концепции развития общества ставят вопрос о зависимости качества любых изменений в обществе от каждого человека как активного субъекта, выступающего основным ресурсом таких изменений.    Поскольку основной потенциал инновационного развития сосредоточен в высших учебных заведениях и его уровень напрямую определяется качеством высшего образования, то одним из основных направлений модернизации образования является разработка вариативных моделей управления качеством высшего образования.  Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают возможности гуманитарных технологий в решении традиционных и новых, поставленных  перед вузами задач,  что требует, прежде всего, изменение подходов и принципов в управлении качеством высшего образования.

           Объективные требования к повышению  качества высшего образования, с одной стороны, и недостаточная разработка теоретико-методологических и технологических основ эффективного управления качеством высшего образования, с другой, обусловили актуальность проблемы  исследования, и послужило основанием для выбора темы исследования: «Научные основы разработки модели эффективного управления качеством высшего образования».

Объект исследования: механизмы и способы управления качеством высшего образования

Предмет исследования - процесс разработки модели эффективного управления качеством высшего образования

Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная разработка научных основ модели эффективного управления качеством высшего образования.

Гипотеза исследования предполагает, что   если будет разработана  модель эффективного управления качеством высшего образования на основе гуманитарных технологий; сформировано и оптимизировано взаимодействие организационных структур, объединенных иерархией ценностей, стратегических целей вуза, достигнута  паритетность ценностей всех субъектов управления; разработаны экономические, социальные, образовательные и личностные механизмы стимулирования деятельности работников,  то управление качеством высшего образования  будет эффективным, так как будет создана организационная среда, способствующая актуализации личностного потенциала субъектов образования, направленная на достижение требуемого качества  высшего образования. Исходя из цели, объекта, предмета и рабочей гипотезы, поставлены следующие задачи исследования:

1.      осуществить  анализ  теоретико- методологических подходов к управлению качеством высшего образования в контексте общих проблем гуманизации общества как новой парадигмы развития человеческого капитала;

2.      уточнить понятийно-терминологический аппарат  управления на основе гуманитарных технологий, раскрыть сущность понятия «гуманитарные технологии управления»;

3.      исследовать и научно обосновать  ценностно-ориентированный подход как психолого-педагогическую основу   управления вузом на основе гуманитарных технологий;

4.      разработать модель эффективного управления качеством высшего образования на основе гуманитарных технологий;

5.      провести опытно - экспериментальную работу по внедрению предложенной модели в образовательный процесс высшей школы и выявить организационно - педагогические условия,   обеспечивающие повышение эффективности управления  качеством  высшего образования.

Ведущая идея исследования.  Эффективность  управления качеством высшего образования зависит от методологических подходов к проектированию управленческой деятельности, культивирования и использования потенциала гуманитарных технологий в модернизации системы управления  современным высшим образованием, механизмов использования управленческих воздействий на субъектов образования, оптимизации использования человеческих ресурсов для достижения высоких темпов улучшения всех составляющих качества образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что: - определены теоретико-методологические подходы к проблеме эффективного управления качеством высшего образования  на основе гуманитарных технологий в контексте общих проблем гуманизации общества как новой парадигмы развития человеческого капитала; - сформулировано и раскрыто сущность понятия «гуманитарные технологии управления»; -  дано обоснование ценностно-ориентированного подхода как психолого-педагогической основы  управления вузом на основе  гуманитарных технологий, позволяющего использовать их как эффективный управленческий инструмент организационного развития вуза в условиях социальных, экономических и политических изменений, происходящих в обществе и оказывающих значительное влияние на качество высшего образования; -  разработана модель эффективного управления качеством высшего образования на основе гуманитарных технологий, характеризующаяся  структурно-уровневыми компонентами, оптимизированным взаимодействием организационных структур, объединенных иерархией ценностей и стратегических целей.

Теоретическая значимость исследования заключается в  том что:

- определены и сформулированы психолого-педагогические  основы  ценностно-ориентированного  управления качеством высшего образования в современном вузе направленного на сохранение базового ценностного ядра, влияющего на все сферы жизнедеятельности вуза и способствующего развитию адаптивных способностей сотрудников к изменениям и создающего конкурентные преимущества ВУЗа при взаимодействии с внешней средой;

- сформулированы и раскрыты организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели управления качеством высшего образования на основе гуманитарных технологий;

- выявлены направления разработки и содержательное наполнение практико-ориентированных образовательных программ таких как «Менеджер по развитию ВУЗа», «Управление образованием», «Гуманитарные технологии управления».

Практическая значимость исследования:

- предложена методика формирования готовности менеджеров высшей школы к использованию гуманитарных технологий в управлении качеством высшего образования, позволяющая выявить ценностные приоритеты и их проявление в трудовом поведении с применением маркеров KPI, мотивированность, а также компетентность, влияющие на состояние готовности и возможность достижение ценностного паритета;

- создана возможность использования разработанной модели эффективного  управления качеством высшего образования на основе гуманитарных технологий на всех уровнях управления образовательными учреждениями для повышения эффективности качества образования, образовательной деятельности, повышение конкурентоспособности отечественного образования, обеспечения высокого качества человеческого капитала;

- осуществлено внедрение результатов исследования в учебно-образовательный процесс подготовки магистрантов по направлениям «Педагогика и психология» и «Менеджмент» при переподготовке и повышении квалификации руководителей организаций образования и кадрового резерва.

  Основные положения, выносимые на защиту:

1.      Система методологических и теоретических подходов по повышению эффективности управления качеством высшего образования как совокупности системного,  ценностно-ориентированного, культурологического, диалогического и личностно-деятельностного, синергетического  подходов, обеспечивающих позиционирование гуманизации  как новой образовательной парадигмы развития человеческого капитала.

2.      Обоснование  ценностно-ориентированного подхода к управлению как психолого-педагогической основы использования гуманитарных технологий в повышении эффективного управления качеством высшего образования.

3.      Сущность и содержание понятия «гуманитарные технологии управления как совокупности способов и механизмов управленческой деятельности направленной на систематизацию, самоорганизацию и упорядочение в пространстве и времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания.

4.       Модель эффективного управления качеством высшего образования на основе гуманитарных технологий, репрезентирующая создание  организационной среды, способствующая актуализации личностного потенциала субъектов управления и генерированию новых ценностей, принципов, идей, приводящих к достижению требуемого уровня качества высшего образования.

5.      Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность управления качеством высшего образования: 1) построение системы  ценностных приоритетов вуза; 2) формирование готовности менеджеров образования к использованию гуманитарных технологий в управленческой деятельности; 3) соблюдение психологических закономерностей управления вузом; 4) достижение  паритетности ценностей всех субъектов  управления.

 

Аннотации

Диссертация